Главная » ФИНАНСЫ » Мальтийский синдром. Почему мода на европейские паспорта вредит России

Мальтийский синдром. Почему мода на европейские паспорта вредит России

Фото Leon Neal / Getty Images

Массовое приобретение паспортов Мальты российскими бизнесменами — это не просто громкая история, но еще и «симптом» серьезного сбоя в механизме отечественной экономики

Хочу сразу сказать, что я ни в коем случае не осуждаю тех людей, которые купили себе паспорта другого государства. Они могут тратить свои деньги на все, что им заблагорассудится, включая и покупку гражданства той или иной страны. К слову, Мальта славится своей строгостью в отборе кандидатов на гражданство, отсеивая, по некоторым данным, до 20% желающих.

Однако при этом следует четко понимать, зачем россияне делают это. Заявления о том, что главная причина — это многочисленные деловые поездки по миру, сложно воспринимать серьезно. Сейчас получить мультивизу в страны Шенгена на несколько лет может практически любой бизнесмен, и для этого не нужно платить около €1 млн за паспорт Мальты.

К тому же люди покупают гражданство не только себе, но и своим детям, супругам, родителям. Все это свидетельствует о том, что причины приобретения европейского паспорта куда менее тривиальны.

Введение жесткого контроля за иностранными активами россиян — а особенно закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК) — подорвало устоявшуюся систему защиты личного капитала и бизнеса, которая включала в себя использование зарубежных счетов, офшорных компаний, бенефициаров, трастов и так далее. Взамен не было предложено ровным счетом ничего.

Это вызвало всплеск интереса к получению вида на жительство в других государствах, приобретению иностранных паспортов. Начали пользоваться спросом паспорта стран Карибского бассейна, Кипра, Мальты, Болгарии. В то же время стали актуальными предложения для постоянного проживания в Греции, Италии, Испании, Португалии. Всем нужны богатые граждане, ведь они способствуют росту экономики и благосостоянию страны: новые жители привозят с собой капитал, покупают дома, мебель, ходят в местные магазины и тратят там деньги.

В итоге изменения в российском законодательстве, которые начались в 2014 году, побудили богатых россиян строить свои «запасные аэродромы» с целью выхода из налоговой и валютной юрисдикции России. Мальтийские паспорта в этой истории — лишь небольшой и далеко не самый важный сюжет.

Исход лучших

Согласно последним данным Eurostat, количество людей, получивших гражданство государств — членов ЕС в 2015 году, составило 841 200. Лидером стала по числу новых граждан стала Италия 178 000, далее следуют Великобритания (118 000), Испания (114 400), Франция (113 600) и Германия (110 100). Российские паспорта просто теряются в этой статистике.

Однако россиян выделяет то, чего даже европейские ведомства не учитывают: из страны «уплывают» самые успешные и признанные люди. Об этом свидетельствуют и суммы, которые они платят за свои паспорта. Так, например, за кипрский паспорт нужно выложить в два раза больше, чем за мальтийский — €2 млн. С 2013 года этой инвестиционной программой на острове Кипр воспользовалось около 2 000 человек со всего мира, большинство из которых — россияне.

Однако количество владельцев паспортов вовсе не характеризует масштабы бедствия. К нему нужно обязательно прибавить и тех россиян, которые имеют вид на жительство в одной из европейских стран. Как правило, это люди, которые купили недвижимость в том или ином государстве. Все они могут без проблем проводить 183 дня за границей и не быть ни валютными, ни налоговыми резидентами России.

Читайте также:  Пришли по-английски: как Минцы купили спа-отель Hilton в Британии​

Это приводит нас к однозначному выводу: вместо пользы в виде дополнительных поступлений в казну, последние изменения в законодательстве, о которых говорилось выше, привели к весомым материальным и «человеческим» потерям.

Следует отметить, у российских властей есть в запасе один сильный «ход», который может одномоментно обнулить все достижения владельцев иностранных паспортов и разнообразных видов на жительство: внести изменения в само определение «налоговый резидент».

Например, скопировав американский опыт, где налоговый резидент — это тот, кто владеет паспортом США, а где он живет и сколько времени — никого не волнует.

Есть еще и британский путь. Здесь законодатель ввел дополнительные признаки для определения налогового резидентства: кроме пресловутых 183 дней, учитывается еще и основное жилье, постоянная работа, связи со страной. Так что вы можете проводить в Англии хоть 60 дней в году, но если у вас там есть дом и офис, то придется платить налоги по британским ставкам.

Введение похожих мер в России способно нанести серьезный удар по относительно молодому отечественному бизнесу и, вероятнее всего, спровоцировать массовый выход из российского гражданства.

Путь исправления

В такой ситуации выход только один: возвращать доверие бизнеса. Это очень тяжелый и долгий путь, но государство должно начать движение по нему. Ему придется решить множество задач помимо устранения перегибов в процессе деофшоризации и контроле за зарубежными активами. В этой сфере я вижу следующие обязательные шаги:

1. Отменить понятие «валютный резидент» и все ограничения, связанные с ним. Человек, который честно заработал свои деньги и заплатил с них налоги, должен иметь возможность свободно переводить их за рубеж и делать с ними там все, что ему заблагорассудится. Никто не имеет права указывать, что можно, а что нельзя.

2. Отменить ежегодную отчетность по зарубежным счетам. Автоматический обмен информацией делает ее просто бессмысленной.

3. Заморозить на несколько лет пресловутый закон о КИК с целью его доработки и экспериментальной проверки. В основу этого закона должен быть положен один простой принцип: плати налоги и государство гарантирует тебе нормальные условия для ведения бизнеса.

4. Рассмотреть возможность создания международной низконалоговой зоны, например, в Калининграде, которая может быть использована для цивилизованного транзита бизнеса россиян из-за рубежа и привлечения глобальных игроков. Почему Apple держит свои зарубежные активы в Ирландии, а не в нашей офшорной гавани?

5. Разработать механизм, который позволил бы бизнесменам без проблем путешествовать по всему миру, не имея сложностей с получением виз. Это должно стать одним из главных критериев оценки деятельности министерства иностранных дел.

Не сомневаюсь, что этот список неотложных мер можно и продолжить. Главное — это перестать «кошмарить» деловых людей, дать им стабильность, возможность нормально работать для личного благополучия и процветания страны. И тогда им не нужны будут ни мальтийские, ни любые другие европейские паспорта.

Источник

Добавить комментарий