Главная » ФИНАНСЫ » «Ничего не работает, и мы не можем понять почему»: Греф обсудил с чиновниками реформы в России

«Ничего не работает, и мы не можем понять почему»: Греф обсудил с чиновниками реформы в России

Герман Греф во время делового завтрака Сбербанка России «Что ждать после мая 2018 года?» в рамках XXI Петербургского международного экономического форума. Фото Антона Новодережкина / фотохост-агентство ТАССа

Глава Сбербанка Герман Греф спросил своих гостей, как будет развиваться страна после президентских выборов

Традиционный деловой завтрак Сбербанка в рамках Петербургского международного экономического форума — 2017 начался эмоционально. Хозяин мероприятия Герман Греф вынес на повестку дня непростые вопросы: нужны ли стране кардинальные реформы или мы можем жить в относительной стабильности? Если все же нужны, то какие реформы проводить и какой тип политики выбрать? Как развивать лидерство и технологии и кем будут те лидеры, которые начнут проводить реформы?

  • Макаров о «шизофренических идеях»

Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам, член фракции «Единая Россия» Андрей Макаров начал свое выступление с фразы Черномырдина: «Те, кто нас переживут, нам еще позавидуют». Задав тон всего завтрака, чиновник продолжил говорить о том, что программы в стране предлагаются «от недостатка мозгов». Перед президентом ставят выбор: либо залить экономику деньгами (намекая на программу Бориса Титова), либо просто «набор банальностей». Повысив тон, Макаров спрашивал у присутствующих, почему надо выбрасывать единственную программу, которая получила поддержку людей, — программу «Единой России».

«Президент придет, скажет, и мы будем выполнять. От кого это зависит — все и так знают. Вопроса нет. А вот вопрос в том, будем ли мы что-то делать, в состоянии мы что-то сделать и в состоянии ли мы сами что-то предложить — вот это и есть проблема. У меня такое ощущение, что мы пытаемся все время навязать обществу (пусть на меня никто не обижается) шизофренические идеи, что наши проблемы можно залить деньгами, дать полтора триллиона или 10 триллионов и дальше — как подсказывают умственные способности или академические знания», — заявил Макаров.

Досталось от Макарова и персонально министру экономического развития: «Извините, нам жаль, что так и не удалось послушать начальника транспортного цеха (я имею в виду министра экономического развития). <…> Министр экономического развития никогда в жизни не будет отвечать ни за состояние экономики, ни за то, что он сделал, ни за то, чего не сделал, если, конечно, однажды ночью он не пойдет в «Роснефть». Но я надеюсь, что этот опыт уже всеми воспринят».

Депутат подчеркнул, что для реформы управления необходимо главное условие — введение ответственности руководителя за результат.

Читайте онлайн-трансляцию новостей второго дня ПМЭФ-2017

  • Силуанов о коррупции и инициативах

«Согласен с Андреем Михайловичем [Макаровым], некоторые воспринимают реформы как дополнительные ресурсы — дадите ресурсы, будут реформы, не дадите — извините. Такой подход не может лечь в основу следующей команды, потому что нужны люди, которые сами генерировали бы реформы, а не ждали команду сверху», — заявил министр финансов РФ Антон Силуанов.

Нужна правильная мотивация, считает Силуанов: «Это можно реализовать через новый проектный подход, как хотите назовите. Сегодня, к сожалению, такой мотивации недостаточно. Нужно устанавливать каждому из ведомств конкретные параметры и жестко спрашивать. Мне кажется, этого нам не хватает. Это должно лечь в основу следующей реформы госуправления».

На встрече затронули и проблему коррупции. К примеру, Герман Греф заметил, что борьба с коррупцией ни к чему не привела, кроме как к тому, что чиновники стали бояться принимать решения. Силуанов возразил, что вопрос боязни принять решение и коррупция — это разные явления. «Коррупция — это свой интерес, что-то противоправное, коррупция направлена на обогащение. Но если предлагаешь решения, которые двигают вперед твою отрасль, экономику, это не может являться коррупцией. Пусть даже окажутся не совсем верные решения, но ты предлагаешь, у тебя есть идеи. Коррупция и инициативы — это разное», — сказал министр.

«Если человек не инициативный, если он не видит, как дальше двигаться вперед, такому человеку сейчас не надо работать», — заявил Силуанов.

По мнению Силуанова, необходимы реформы в налоговой и социальной сферах, в отраслях человеческого капитала. А для Минфина, по его мнению, главная задача — это сбалансированный бюджет. «До сих пор еще, несмотря на снижение дефицита бюджета, улучшение показателей по доходам, у нас бюджет еще не сбалансирован», — отметил министр.

  • Кудрин о потерянном десятилетии

Последние десять лет оказались потерянными для российской экономики из-за того, что власти отказались от масштабной приватизации, уверен экс-министр финансов, председатель совета фонда «Центр стратегических разработок» (ЦСР) Алексей Кудрин: «С 2008 по 2017 год в течение десяти лет средний рост — 1%. Это потерянное десятилетие. Причина — непроведение реформ. Одна из таких реформ — разгосударствление, проведение приватизации».

Кудрин напомнил, что «достаточно смелые» планы по приватизации были еще в 2013 году. «Но мы не провели приватизацию, мы — преимущественно государственная экономика. Это тоже убивает дух предпринимательства. Государственные компании не столь активны», — сказал он.

Кроме того, по мнению Кудрина, необходима судебная реформа и независимость СМИ: «Для нашей страны более важной, краеугольной является реформа судебной системы. Чиновник тоже должен отвечать. Где-то должен быть тот арбитр, который определит, в чем он был не прав в отношении гражданина, компании, которая подверглась проверке слишком рьяно, и она была, по сути, обанкрочена». Кудрин напомнил слова президента Владимира Путина о том, что в России открыты сотни тысяч уголовных дел, а до суда дошли только 15%: «А кто ответил за это? У нас нет реальной ответственности».

Читайте также:  Победителей крабовых аукционов предложили обязать строить новые суда

«В России необходима дискуссия, открытость в отношении аргументов, мы не всегда это видим, в том числе и в отношении ведущих судебных процессов, которые происходят в последнее время», — сказал Кудрин, добавив, что нашей стране необходима «дискуссия в обществе, открытость прессы, так как пресса — еще одна ветвь власти, которая позволяет открыто всем участникам [расследования и судебных процессов] говорить прямо и свободно о том, что происходит, в том числе по ключевым делам» (цитата по «Интерфаксу»).

  • Голикова о преемственности министров

За последнее время самое радикальное изменение произошло в монетарной политике, заметил Герман Греф: «Впервые обещания Центрального банка достигаются и даже перевыполняются». Греф добавил, что «мужчинам нужно указание, что делать, а видимо, женщинам указания не нужны, и госпожа Набиуллина в этих чрезвычайно сложных условиях сумела построить свою работу».

«И очевидно международное признание, что Центробанк проделал гигантскую работу. Что вы думаете о проведении реформ? Может быть, нам просто нужно женщину во главе правительства?» — обратился Греф к главе Счетной палаты Татьяне Голиковой.

Голикова считает, что в правительстве нужна преемственность и новая модель управления. Структурные реформы в России тормозятся из-за того, что они привязаны к конкретному составу правительства. «Правительство Фрадкова [экс-премьер-министра РФ], безумный спор Кудрина и Грефа по поводу того, как надо осуществлять экономическую политику в России — Кудрин заболевает воспаление легких, и на правительстве мы обсуждаем, нужно ли таргетировать инфляцию. Тогда мы решение не приняли по поводу таргетирования инфляции. Вот сегодня мы в 2017 году, результат налицо», — сказала она.

«Мы всегда стараемся привязать структурные реформы к некоему политическому циклу. И в преддверии политического цикла мы стараемся согласовать наши предложения по структурным реформам с действующим кабинетом (министров), это получается когда-то хорошо, когда-то плохо. Но действующий кабинет в какое-то время уходит, и, к сожалению, преемственности с точки зрения большинства предложений, которые находятся в ранее разработанных структурных реформах, не происходит», — рассказала глава Счетной палаты.

  • Глазьев о баловстве

«Эйнштейн сказал хорошую фразу: «Теория — это когда все известно, но ничего не работает. Практика — это когда все работает, но не понятно почему. Мы же умудряемся, по-моему, объединить и то и другое — когда у нас ничего не работает. И мы не понимаем почему. Насколько это правильный тезис для вас?» — задал Греф вопрос советнику президента РФ Сергею Глазьеву.

«Мы прекрасно понимаем, почему не работает, — ответил Глазьев. — Главная причина заключается в том, что мы никак не можем преодолеть детские болезни. У нас под словом «реформы» каждый понимает свое. Дети отличаются от взрослых тем, что они безответственные и любят баловаться. И большинство наших реформ — это, к сожалению, баловство».

Но если говорить серьезно, продолжил Глазьев, реформа госуправления — это прежде всего повышение ответственности всех структур власти за результат проводимой работы. «Но как только начинаешь говорить о результатах — сразу все растворяется. Например, мы уже должны были жить в условиях закона о стратегическом планировании. Однако первое, что сделала наша исполнительная власть, — попросила президента перенести исполнение закона о стратегическом планировании на три года», — рассказала Глазьев.

«Без закона о планировании жить гораздо легче: нет никаких показателей, за которые надо отвечать», — резюмировал советник президента.

Отвечая на ранее сказанные слова Андрея Макарова о деньгах, которыми экономисты предлагают залить экономику, Глазьев заявил: «Никто из известных мне экономистов не предлагал заливать все деньгами, кроме, разве что Бернанке, который призывал разбрасывать их с вертолета».

  • Титов о желании измениться

«Я не мог не участвовать в этой дискуссии. Такие бурные эмоции Андрея Михайловича [Макарова]. Американцы, европейцы, японцы нашли в себе силы изменить мышление. Они пошли по другому пути — смягчения денежно-кредитной политики. В результате с прошлого кризиса они уже вышли на те темпы роста, которые планировались. Я тоже надеюсь, что мы найдем в себе силы измениться. О том, чтобы заливать экономику деньгами, — абсолютная чушь. Знаете, как «Бродского не читал, но осуждаю». Андрей Михайлович, читали? Так вот что нужно делать. Снижать риски, проводить институциональные реформы. И что очень важно, что не признают наши оппоненты, — повышать возвратность на вложенный капитал, доходность», — выступил уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов.

Подробнее о программе Бориса Титова можно прочитать здесь.

Источник

Добавить комментарий