Фото Ильи Питалева / РИА Новости
Росту курса российской валюты к доллару будут способствовать восстановление взаимосвязи между рублем и ценами на нефть, торговые соглашения США и Китая, а также налоговый период в России
После значительного обвала котировок на валютном, нефтяном и фондовом рынках мы, наконец, наблюдаем разворот тренда. Благодарить за это можно власти США и Китая — рубль укрепляется на фоне их переговоров о торговых соглашениях. 15 ноября официальные представители КНР уже отправили в Вашингтон свои рекомендации об условиях этих соглашений.
Еще одна хорошая новость для российской экономики — восстановление цен на нефть, которая, если отталкиваться от индикаторов технического анализа, в начале этой недели был перепродана.
Парадокс ситуации заключается в том, что, в отличие от других рисковых активов, таких как ОФЗ, еврооблигации и акции, российский рубль сейчас котируется без дополнительной премии за риск. Ее начали закладывать в оценку стоимости российской валюты в начале августа, после того как был объявлен второй раунд санкций в отношении России.
Все это — позитивные факторы для российского рубля. У нас есть все основания предположить, что корреляция курса рубля и цен на нефть будет восстанавливаться и дальше. Это повлечет за собой укрепление российской валюты на фоне благоприятной динамики нефтяного рынка.
Мы ожидаем, что к концу ноября курс доллара к рублю может опуститься до 65,5 рубля и ниже, а к концу года — до 64 рублей. В случае, если в этот период все же будет пробита отметка 66 рублей за доллар, то следующим важным уровнем поддержки станет курс 65,73 рубля за доллар.
Поддержка от нефти и геополитики
Сейчас цены на нефть продолжают падать, глобальная волатильность усиливается на фоне обвала глобальных индексов акций, но курс рубля к доллару тем не менее находится на справедливых уровнях. Это отражается в текущей рублевой цене нефти, которая составляет 4470 рублей — именно такой была стоимость барреля смеси Brent до того, как в начале августа США объявили о втором раунде санкций.
До начала августа фьючерсы на Brent котировались выше отметки $70 за баррель. В начале октября нефть подорожала до $85 за баррель. При этом, несмотря на то что углеводородное сырье с середины августа по начало октября выросло в цене на 22%, средний курс российской валюты к доллару составил более 67,5 рубля.
Между тем с такими ценами на нефть валютная пара доллар-рубль должна была находиться в диапазоне 62–63 рубля, то есть премия за риск на тот момент составила около 5-6 рублей (8–9%). Из этого следует, что при текущих ценах на нефть $68 за баррель и существующей премии за риск курс рубля к доллару должен составлять 71-72 рубля.
Сценарный анализ (справедливая стоимость)
Источник: Bloomberg, ITI Capital
В дальнейшем восстановление корреляции между ценами на нефть и курсом рубля окажет поддержку российской валюте против доллара.
Сейчас, как мы видим на графиках, взаимосвязь между обменным курсом и ценами на нефть очень слаба. 120-дневная корреляция составляет менее 10%, и мы видим тенденцию к ее дальнейшему снижению. Когда цены на нефть достигли максимума с конца 2014 года, 120-дневная корреляция курса рубля и цен на нефть составляла менее 25%.
Корреляция рубля к нефти
Источник: Bloomberg, ITI Capital
Так что уровень краткосрочной корреляции по-прежнему очень низок. Если в августе-сентябре это было обусловлено перспективой новых санкций и глобальным падением спроса на рисковые активы, то сейчас мы видим, что нерезиденты не торопятся продавать рублевые бумаги — их обнадежила отсрочка новых санкций. Впрочем, эта отсрочка ничуть не снижает угрозу введения сравнительно жестких ограничений.
Помимо восстановления взаимосвязи между рублем и нефтью катализаторами укрепления российской валюты могут стать подписание новых торговых соглашений между США и Китаем во время саммита G20 в конце ноября — начале декабря и налоговые выплаты в России (налогоплательщики должны активизироваться с 25 ноября). По нашим подсчетам, совокупный объем налоговых платежей составит порядка 1,3 трлн рублей, и продажа соответствующих объемов иностранной валюты на сумму свыше $6 млрд в отсутствие спроса со стороны ЦБ должна очень позитивно повлиять на курс рубля.