Кто из нас не испытывал чувство страха? Готова поспорить, что таких людей нет, потому что этой эмоции есть своя природа и особое назначение. Сейчас я поясню, что же позитивного и полезного в наших страхах.
Состояние волнения вполне закономерно для человека. Более того – это базовая эмоция, которая передалась нам от наших первобытных предков.
Ученые давно доказали, что в те далекие времена у человека было, по сути, всего два эмоциональных проявления: страх и агрессия. Если животное, на которое охотился австралопитек, было крупнее него, то возникал страх и потребность убежать (замереть), а если меньше – то проявлялась ярость, агрессия, соответственно, первобытный человек нападал на зверя.
Этот экскурс в историю неслучаен. Дело в том, что сколь бы ни было цивилизованным общество сегодня, а базовые реакции на окружающие события присутствуют у всех нас. Они заложены генетически и поддерживаются с детства на психологическом уровне.
Для начала разберемся с наследием предков.
Если вы сейчас вспомните состояние, когда вам было страшно, то где, в какой части тела возникнут ощущения? Где в организме живут ваши страхи? На самом деле остеопаты утверждают, что страх зарождается внизу живота. Эта информация поможет вам впоследствии распознать данную эмоцию в теле.
Страх – это нормальная реакция человека. Как я уже говорила – она базовая, на ней основано наше чувство самосохранения. То есть страх, как таковой, нам нужен, но до какой степени он должен на нас влиять?
Этот вопрос уже касается области психологии. Я упомянула, что программы страхов в нас создаются и культивируются родителями. И здесь я ни в коем случае не обвиняю ваших близких в неправильном воспитании. Все детство ребенка родители создают и показывают малышу определенные границы действий, тем самым «взращивая» чувство самосохранения при знакомстве с этим миром.
В период от 1,5 до 3 лет у ребенка появляются первые капризы, и он начинает проявлять свою настойчивость, упрямство и сопротивление словам и просьбам родителей. Нужно сказать, что это не есть показатель сложного характера малыша, а лишь его попытки изучает границы дозволенного. Задача родителей – обозначить эти границы. Сделать это тактично, но твердо.
Я подчеркну, установка границ и предупреждения об опасности тех или иных действий ребенка становится актуально именно с 1,5 лет. Если кричать годовалому ребенку: «Нельзя!», то он просто не воспримет это.
Дело в том, что в этом возрасте у малыша формируется такая важная составляющая его характера как доверие или недоверие к окружающему миру. До года ребенок полностью зависит от заботящихся о нем взрослых, благодаря заботе и вниманию родителей он составляет представление о целом мире. Именно здесь закладываются такие важные черты характера как открытость и доверительность, умение строить близкие отношения.
Если годовалый малыш пытается познавать мир и сует свои ручки, скажем, в шкаф с мамиными вещами, то смысла ругать его, говорить, что так делать НЕЛЬЗЯ и тем более наказывать физически не просто бессмысленно, но и категорически запрещается
Маленькому ребенку невозможно объяснить понятие «нельзя». А строгий голос и шлепки вызывают у него недоумение и обиду, заставляют делать выводы о том, что мир вокруг небезопасен: даже мама, теплая и заботливая, может меняться до неузнаваемости, она непредсказуема и не заслуживает доверия. Следовательно, в ребенке растет недоверчивость, настороженность по отношению к даже самым близким людям.
Итак, я рассказала о происхождении наших страхов. Казалось бы, все настолько глубоко в нас сидит, что изменить уже ничего не получится. Спешу вас обрадовать – это не так. Любая программа может быть откорректирована. Ученые выявили два способа: сильный стресс, после которого программы меняются автоматически и психокоррекция: осознанный, контролируемый процесс изменений.
Однако прежде, чем торопиться к психологам за избавлением от страхов, во-первых, примите эту эмоцию. Она у вас есть и живет в вашем теле. А, во-вторых, помните о том, что страх – это основа инстинкта самосохранения. Для выживания он нам крайне необходим.