фото: pixabay.com
Чудесный град Китеж с несметными богатствами найден. Только не в нижегородском озере, а гораздо севернее — в Арктике. По оценке ученых, нефти, золота и алмазов там примерно, на 2 квадриллиона рублей — по 13 миллионов рублей на россиянина, включая новорожденных. Но достать эти сокровища не так-то просто. Однако наши ученые времени даром не теряют. На Восточном экономическом форуме ВЭФ-2018, открывшемся во Владивостоке, представили целую армию подводных роботов, которые должны «все богатства взять из-под земли», пробившись для начала сквозь воду и льды Арктики. Корреспондент «МК» изучил новинки.
Почему роботы? Потому что иначе никак. Человеку, который приноровился работать даже в безвоздушном космическом пространстве, оказывается, сложно освоить глубины гидрокосмоса — Мирового океана. Каждые 100 метров глубины — плюс давление в 10 атмосфер. То есть на глубине в 1 километр при давлении в 100 атмосфер долго не поработаешь. Тут нужны роботы.
Решить задачу взялся Фонд перспективных исследований — государственная структура, призванная собирать и оценивать самые полезные и перспективные задумки ученых, конструкторов и как можно быстрее воплощать задуманное в жизнь.
На ВЭФ-2018 во Владивостоке Фонд представил комплексный проект в области разведки и добычи полезных ископаемых на шельфе Арктики. Казалось бы: в чем проблема? Полмира добывает нефть с плавучих буровых платформ. Почему не соорудить такую же на арктическом льду?
Но дело в том, что ледяная шапка в Арктике не стоит на месте, как в Антарктиде. Она дрейфует. Любую платформу, построенную в северных широтах, дрейфующим льдом срежет как бритвой. Последствия — разлив нефти, загрязнение, экологическая катастрофа.
Значит, надо научиться вести разведку полезных ископаемых и добывать их — подо льдом, на глубинах, где буровым не страшны даже гигантские айсберги, чья подводная часть может уходить вниз на сотню метров.
Кстати, новый проект по добыче полезных ископаемых в Арктике так и назвали «Айсберг». Он включает в себя целое семейство подводных роботов — обитаемых и необитаемых, подвижных и стационарных. Объединили интеллектуальные силы не только КБ военной морской техники, но и научные центры Росатома, у которого позаимствовали, например, технологию, используемую при автоматической (без участия человека) загрузке и выгрузке из реакторов атомных электростанций тепловыделяющих элементов.
По этом принципу и должна работать автоматизированная подводная буровая. Механические руки-манипуляторы из кассет будут доставать отрезки труб и загонять их в пробуренную скважину. Буровая обеспечит непрерывное бурение ствола шахты, подачу труб и раствора.
Ученые Росатома разработали и проект ядерной энергоустановки, которая будет питать роботизированную подводную буровую, массой свыше 100 тонн, которая год сможет работать без обслуживания.
В состав роботизированного комплекса войдет и подводный транспортно-монтажный сервисный катамаран. Как рассказал «МК» руководитель проектной группы Фонда перспективных исследований (ФПИ) Виктор Литвиненко, катамаран сможет доставлять на дно крупные узлы и секции. Один из двух его модулей — необитаемый, другой — полноценная подлодка.
фото: Сергей Вальченко
Подводный транспортно-монтажный и сервисный комплекс.
Еще одна комбинированная субмарина — подводный комплекс сейсморазведки. Специальная подлодка оснащена раскрывающимися антеннами. Каждый из элементов подводного комплекса — уникален. К примеру, автономных буровых станций человечеством еще не придумано, их просто нет. Тем более таких, которые бы в автономном режиме работали до года.
Причем один из элементов комплекса на ВЭФ-2018 не показали. Как объяснил Виктор Литвиненко, это комплекс обеспечения безопасности подводной инфраструктуры. Он двойного назначения, и вполне может использоваться для решения ряда специальных задач. В проекте «Айсберг» этому роботизированному комплексу поручены ключевые задачи обеспечения охраны и обороны подводных объектов.
— Учитывая, что они будут находиться в автономном режиме, надо исключить возможность каких-то диверсионных несанкционированных действий в отношении этих комплексов, — объяснил представитель ФПИ. По его словам, все возможные опасности учтены и парированы. Аванпроекты всех пяти элементов комплекса завершены. Все подготовлено для начала опытно-конструкторских работ, которые пройдут в рамках госпрограммы освоения арктической зоны.
Но на арктическом шельфе российские умельцы останавливаться не собираются. В планах на следующий год — обследование самой глубокой на земле океанской 12-километровой впадины — Марианского желоба. Для этого разработали комплекс «Витязь-Д» в составе автономного необитаемого подводного аппарата и донной станции. Эту дыру еще никто по-настоящему на исследовал. А «Витязь» сможет за сутки прочесать все вокруг от базовой станции на 150 километров. Мировая наука уже ждет сенсаций.
Подводный комплекс «Сарма» — автономный необитаемый подводный аппарат с неядерной энергоустановкой.
Еще один подводный проект, продемонстрированный на ВЭФ-2018 — комплекс «Сарма». Это автономный необитаемый подводный аппарат с неядерной энергоустановкой. Он сможет путешествовать под водой до трех месяцев, покрыв расстояние в 10 000 км, выполняя любые задачи по поиску месторождений. Правда, его создатели говорят, что такой аппарат при необходимости сможет решать и более важные государственные задачи.
Сергей Вальченко
Заголовок в газете: Сокровища Арктики доверят роботам
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27782 от 13 сентября 2018
Источник