фото: pixabay.com
Что на кону
Промежуточные выборы в США проходят каждые четыре года, отмечая «экватор» президентского срока. 6 ноября американцы переизберут 39 губернаторов и всех 435 депутатов Палаты представителей, нижней палаты законодательного органа Конгресса. Кроме того, на кону стоит переизбрание 35 из 100 членов высшей палаты — Сената.
Сейчас обе палаты удерживает партия республиканцев. Они прочно обосновались в Палате представителей почти четыре года назад, еще во время президентства демократа Барака Обамы, и закрепили успех два года спустя, когда вместе с главой Белого дома переизбиралась треть Сената.
Для контроля над Палатой представителей необходимо 218 мест. У республиканцев их сейчас 240, у демократов — 194, и одно остается вакантным. Что касается Сената, то там у республиканцев минимальное преимущество — 51 кресло. Ровно столько, сколько нужно для большинства.
Пример Обамы показывает, как проигранные промежуточные выборы могут благополучно загубить оставшиеся два года президентства и нивелировать результаты первых двух. После позорного проигрыша «политическому дилетанту» Трампу у демократов наконец появился шанс взять реванш. Восстановление контроля над Конгрессом даст им шанс более эффективно противодействовать политике Трампа и подготовиться к его поражению на будущих президентских выборах.
Между тем для Трампа настали не лучшие времена. Его бывший адвокат Майкл Коэн под присягой засвидетельствовал, что во время избирательной кампании миллиардер попросил его заплатить двум порноактрисам за молчание об отношениях с его клиентом. По словам Коэна, это было сделано, чтобы повлиять на результаты выборов, поэтому попадает под уголовную статью о незаконном финансировании избирательной кампании.
Доказательная база у этого дела пока слабая, но, как известно, главное — желание. Если Конгресс окажется во власти Демократической партии, активисты которой не раз призывали отправить Трампа в отставку, расследование против президента может развернуться с новой силой, а перспектива импичмента станет куда реальней…
Так что ставки на нынешних выборах высоки как никогда. Но неправильно было бы думать, что битва за Конгресс развернется по всей Америке. «Традиционно часть штатов голосует за республиканцев, часть — за демократов, — отмечает аналитик-американист, журналист Михаил Таратута. — Есть примерно 18% колеблющихся избирателей, которые и решат судьбу выборов. Предвыборные кампании нацелены на то, чтобы склонить на свою сторону неопределившихся».
Увы, Россия от изменения расклада в Конгрессе (если оно произойдет), скорее всего, мало что выиграет. Один из самых жестких законопроектов антироссийских санкций совместно предложили сенаторы — республиканец Линдси Грэм и демократ Боб Менендес. Похоже, курс на конфронтацию с Россией — это одна из немногих тем, ради которой конгрессмены готовы забыть о партийных разногласиях.
Тем не менее, демократы в целом больше убеждены в том, что Москва вмешивалась в президентские выборы и активнее педалируют эту тему. Республиканцы, кандидат от которых на этих выборах вообще-то победил, по понятным причинам не хотели бы подвергать сомнению его победу. Так что в сложившейся ситуации России было бы невыгодно усиление демократов, потому что оно чревато ужесточением если не санкций, то как минимум антироссийской риторики.
Кто кого
Большая часть избирательных округов в Америке годами голосует за одну и ту же партию, и у соперников там нет никаких шансов. По данным Cook Political Report, на грядущих выборах демократы гарантированно получат 182 кресла, а республиканцы — только 148. Еще 52 места достанутся партии президента с «высокой долей вероятности» (демократам — 3). А вот за оставшиеся 43 мандата уже разворачивается ожесточенная борьба.
В ход идут любые методы. Так, противники конгрессмена от Аризоны Пола Гозара наняли шестерых его братьев и сестер, чтобы они публично призвали не голосовать за родственника. «Наш брат отказался от многих наших семейных ценностей», «Мы вынуждены защищать свое доброе имя», — в таких выражениях они высказались о братце в политическом ролике для его соперников демократов. Ход, безусловно, сильный, но опросы показывают, что у Гозара все равно почти стопроцентныйшанс переизбраться.
Демократическая партия вообще оказалась довольно изобретательной. Оседлав свою традиционную либеральную повестку, они выставили на этих выборах рекордное число кандидатов-женщин (41%), причем одна из них может стать первой мусульманкой в Конгрессе, а другая — первой представительницей коренных американских народов. А за пост губернатора Вермонта впервые борется женщина-трансгендер.
Консерваторы ответили зеркальными мерами: среди их кандидатов стало еще больше белых мужчин средних лет, отвечающих классическому облику американских политиков.
В Техасе предвыборная борьба приобрела комедийный оттенок. Один из кандидатов на пост губернатора обвинил другого в подделке имени. В этом штате велик процент испаноговорящего населения, поэтому нет ничего удивительного, что демократ с ирландскими корнями Роберт О’Рурк попытался завоевать его симпатии. Он предпочел называть себя не Робертом, а Бето — звучит очень по-испански.
Его соперник Тед Круз, которого вообще-то зовут Рафаэль, моментально обвинил «Бето» в лицемерии. О’Рурк за свою «испанистость» готов ответить. Он предложил Крузу провести шесть публичных дебатов, треть из них — на испанском. Республиканцу ничего не оставалось, как сдаться и признать, что он недостаточно хорошо владеет иностранным языком и готов дискутировать только на английском.
Включились в гонку и политики высшего уровня: президент Дональд Трамп и его предшественник Барак Обама. Оба они разъезжают по стране и выступают на предвыборных митингах при каждом удобном случае. Трамп даже попытался привлечь к делу религиозный ресурс. Он пригласил в Белый дом евангелистских пасторов и призвал их убеждать свою паству голосовать за республиканцев.
Что говорит в пользу демократов
Дональд Трамп — непопулярный президент. Рейтинг одобрения его работы на конец сентября составлял 40%, по данным Gallup. Спустя примерно два года после избрания рейтинг Обамы опустился до уровня чуть выше, и Демократическая партия проиграла промежуточные выборы. У всех президентов были свои взлеты и падения, но средний рейтинг Трампа за два года — один из самых низких в истории наблюдений.
Масла в огонь подливают СМИ, которые практически в полном составе ополчились на президента и, кажется, не скрывают, за какую партию болеют. Трамп, в его почти детском недовольстве «нечестными медиа» только подхлестывает волну насмешек над собой.
Уровень неодобрения по отношению к Трампу отбрасывает тень на всю Республиканскую партию. Видные партийные функционеры это, конечно, понимают, поэтому всеми силами стараются дистанцироваться от президента.
Парадоксально, но республиканский Конгресс сегодня почти что воюет с президентом-однопартийцем. Многочисленные инициативы Трампа не находят в нем поддержки, страна движется от одного бюджетного мини-кризиса к другому, а каждую одобренную реформу Белому дому приходится вырывать с боем. Во многом из-за этого работа тандема Дональд Трамп-республиканский Конгресс не блещет результатами. Создается впечатление, что вместо реальных дел на благо страны конгрессмены заняты тем, что пытаются ограничить собственного президента.
Наконец, завоевать Конгресс, как правило, проще, чем его удержать. Не все обещания удается выполнить, не все ожидания — удовлетворить. Такова логика политики. Спустя два года всегда неидеальной работы законодателей число разочаровавшихся в своем выборе растет, и они переходят на сторону оппонентов. Чтобы удержать их, республиканцам стоит предъявить очень весомые аргументы в свою пользу.
Что уж и говорить, 41% одобряющих работу президента кажутся роскошью по сравнению с 17% у Конгресса (по данным опроса Gallup на первую половину августа). Впрочем, цифра это совершенно нормальная и даже не самая низкая. Уже не первый год рейтинги законодательного органа редко поднимаются выше 30%.
«Традиционно в промежуточных выборах партия, которая контролирует Белый дом, не обязательно проигрывает, но теряет значительное число мест в Конгрессе, — напомнила в разговоре с «МК» руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО Виктория Журавлева. — Нельзя забывать и о том, что Трампа постоянно критикуют, а пресса его дискредитирует. Демократическая партия ощущает несправедливость проигрыша на выборах 2016 года и стремится вернуть свои позиции, поэтому на промежуточных выборах будет особенно мобилизована, как и ее электорат».
В сложившейся ситуации демократам как будто просто остается сорвать созревший плод общественного недовольства. Но все не так просто.
Что говорит в пользу республиканцев
«Большинство избирателей, решая, за кого голосовать, смотрят все-таки на то, стали ли они жить лучше или хуже, — подчеркнул в комментарии «МК» Михаил Таратута. — И в целом за последние два года все в Америке стали жить лучше: доходы выросли, рабочие места прибавились. Поэтому скандалы с участием Трампа не окажут большого влияния на выборы».
Дональд Трамп всегда повторял, как мантру, слова о том, что собирается создать в Америке сотни тысяч новых рабочих мест. И это ему удалось. К маю 2018 года уровень безработицы упал до рекордно низкого показателя за 17 лет — 3,8%. Экономика тоже оказалась заметно на подъеме, достигнув показателей роста в 4,2% в год к июлю этого года.
Большой вклад в этот успех внесла главная инициатива Трампа — радикальное снижение налогов, которая со скрипом, но прошла через Конгресс в прошлом году. Больше всего от этого выиграли предприниматели, которым налоговая реформа позволила создать новые рабочие места и нарастить производство. И Трамп не собирается останавливаться на достигнутом. В июне он анонсировал второй этап реформы — снижение корпоративного налога с 21% до 20%. Сигнал избирателям послан довольно четкий: голосуйте за республиканцев, и Америка продолжит в том же духе.
Некоторые экономисты все же подвергают сомнению заслуги Конгресса. По их словам, Трамп и республиканцы просто умело оседлали экономический подъем, который неизбежно должен был последовать за периодом рецессии при Обаме. Экономика развивается циклично, и нынешним американским руководителям просто повезло оказаться на гребне волны. Но простые люди в такие экономические тонкости, как правило, не вникают, а значит, фортуна сейчас на стороне республиканцев.
«В пользу республиканцев говорят хорошие экономические показатели, которые они себе приписывают как достижение, и американцы готовы в это поверить, — продолжает Виктория Журавлева. — Кроме того, большинство мест в обеих палатах Конгресса сейчас принадлежит им, и всегда сложнее победить человека, который уже сидит на месте. Если смотреть на опросы общественного мнения, то республиканский электорат гораздо более активен с точки зрения участия в промежуточных выборах, поэтому ожидается, что на избирательные участки их придет больше. А демократические избиратели, среди которых много афроамериканцев, вообще не охотно участвуют в выборах, и это одна из болезней этой партии.
Большинство мест в Сенате, которые будут «разыгрываться» в этом году, это места демократов. Соответственно, им надо будет и защищать свои позиции, и пытаться сдвинуть баланс, завоевать места, которые уходят из-под республиканцев. Это сложная задача. Для этого нужно, чтобы очень сильно поменялись настроения в обществе и было достаточно много негативных факторов, например, экономический кризис. Поэтому маловероятно, что в Сенате баланс изменится. В Палате представителей шансов у Демократической партии уже больше, но это опять-таки не гарантирует, что они окажутся в большинстве».
Любовь Глазунова