Фото: Михаил Терещенко / ТАСС
Социологи ФОМа обнародовали итоги опроса о СМИ и журналистах. В рамках исследования они изучали уровень доверия россиян к медиа, а также источники получения информации респондентами.
Согласно итогам опроса, если 31 января 2016 года государственным СМИ доверяли 65% опрошенных, то при опросе 18 ноября 2018 года такое мнение выразили 47% опрошенных. В то же время доверие к негосударственным СМИ за тот же период выросло почти в два раза: с 13 до 25%.
По статистике, люди пенсионного возраста (старше 60 лет) чаще верят государственными СМИ (65%) и меньше частным (9%). В то же время молодежь (18-30 лет) больше доверяет частным СМИ (41%), нежели государственным (37%).
Социологи также фиксируют постепенное падение доли респондентов, черпающих информацию из телевидения: с 92% в 2011 году до 71% 18 ноября 2018 года. За это же время с 20% до 43% выросло число опрошенных, узнающих новости из интернета и с 7% до 19% — из социальных сетей. На разговоры с родственниками и друзьями приходится 15%, на печатную прессу — 14%, и на радио — 13%.
Общественно важные проблемы и темы, информацию о которых допустимо умалчивать в государственных интересах, существуют — так считают 60% респондентов. Противоположного мнения придерживаются 21%. В январе 2016 года эта пропорция составляла 74% к 14%.
Большинство россиян (56%) согласны с тем, что существуют общественно важные проблемы и темы, при освещении которых допустимо искажение информации в государственных интересах. Обратного мнения придерживаются 25%.
На снижение доверия к государственным СМИ могло повлиять исчерпание «крымского эффекта» и затухание конфликта с Западом, прокомментировал РБК социолог Левада-центра Денис Волков. «То есть, нет мобилизации, когда нужно верить своим, чтобы они не говорили, — рассуждает эксперт. — С другой стороны, с точки зрения граждан в освещении пенсионной реформы СМИ подыгрывают власти». Профессор МГИМО Валерий Соловей связывает итоги опроса с «усталостью граждан от пропаганды».
Социолог ФОМ Лариса Паутова не интерпретирует снижение доверия к государственным СМИ, как свидетельство снижения доверия к власти. По ее мнению, ответы респондентов показывают два тренда. Во-первых, перенасыщенность информационной повестки. «В 2014-2016 годах респонденты давали позитивные оценки СМИ. Но со временем появилась усталость от насыщенной политической и экономической повестки, что могло привести к снижению доверия к информации, — полагает Паутова. — Человеческий мозг не может долго находиться в плотном информационном поле, нужен информационный «детокс».
Второй возможной причиной снижения доверия социолог называет трансформацию источников потребления информации. «За эти два-три последних года резко выросла популярность интернет-СМИ, молодежь полностью ушла в социальные сети, потребление информации стало урывочным», — отметила эксперт ФОМ.
Автор:
Владимир Дергачев.