фото: Светлана Хохрякова
Лаура Королева (в центре) среди создателей казахстанского фильма «Света».
В шорт-лист вошли 13 фильмов из заявленных в лонг-листе 32 х. Лидерами по числу номинаций оказались российские картины «Нелюбовь» Андрея Звягинцева и «Теснота» Кантемира Балагова. Они представлены в пяти категориях. По четыре — у «Вестерна» Валески Гризебах (копродукция Болгарии, Германии, Австрии) и израильского «Фокстрота» Самуэля Маоза. «Последние 30 лет я занимаюсь идеей культурного соединения Европы и Азии, — говорит Рустам Ибрагимбеков. — На протяжении 15 лет проводил фестиваль «Восток–Запад». В числе стран-участниц оказались те, что находятся на стыке Восточной Европы и Западной Азии. Уникальный регион! Живущие в этой части земного шара люди мировоззренчески объемлют весь мир. Они многое понимают из того, что происходит на Западе и на Востоке. XX век стал временем соединения восточных ценностей с западными. Запад определенное время существовал в убеждении, что он постиг все про мир и человека. А выяснилось, что гораздо раньше к этому пришел Восток. Мы хотим церемонию награждения провести строго, без особых концертных вкраплений. Нам удалось пригласить в Москву все жюри премии и существенную часть номинантов».
Премия будет вручаться за достижения в области кино из 32 стран Восточной Европы и Западной Азии. Это все страны бывшего СССР и Восточной Европы, а также Финляндия, Турция, Израиль. К доминированию России никто не стремился, но поскольку это самая мощная киноиндустрии в данном регионе, то ее присутствие и оказалось весомым. Жюри, которое и решит судьбу претендентов, состоит из 24 экспертов — киноведов и кинокритиков, интересующихся кино Восточной Европы и Западной Азии, и живущих в других странах — Англии, Франции, Америке… Почти как в «Золотом глобусе», где иностранные журналисты определяют лучшие фильмы, созданные в Голливуде. Но есть одно отличие. Эксперты «Золотой арки» живут в разных странах, они не «аккредитованы», как их коллеги в Голливуде, при какой-то организации.
Кадр из эстонского фильма «Ноябрь».
За неделю до церемонии в Москве покажут два фильма-номинанта, почти неизвестных российской аудитории, но имеющих прекрасную фестивальную судьбу. Это лихой «Вестерн» о немецких рабочих, строящих плотину в болгарской деревне, и возникающих на этой почве конфликтах, связанных с непониманием чужой культуры. В нем снималось много непрофессиональных актеров, жителей тех мест, где проходили съемки. Фильм представлен в номинациях: «лучший фильм», «лучшая режиссура», «лучший сценарий» и «лучшая мужская роль». Покажут и черно-белый фолк-хоррор «Ноябрь» Райнера Сарнета (Эстония, Нидерланды, Польша). Он выдвинут на премию за работу оператора и художника, а также за лучшее музыкальное оформление. Это экранизация бестселлера эстонского писателя Андруса Кивиряхка, рассказывающего о ведьмах, оборотнях и неких краттах — таинственных существах из дерева и металла.
В номинации «лучший игровой полнометражный фильм» помимо «Вестерна» представлены «Нелюбовь» и «Теснота», «Фокстрот», «О теле и душе» венгерского режиссера Ильдико Энейди. На титул «лучшего режиссера» претендуют вышеназванные Андрей Звягинцев, Кантемир Балагов, Валеска Гризебах и Самуэль Маоз. В актерских номинациях представлены Богдан Думитраке в картине «Поророка» Константина Попеску (Румыния–Франция), Майнхард Нойман в «Вестерне», Александр Яценко в «Аритмии», а также «инопланетянка» Александра Борбей в «О теле и душе», Дарья Жовнер в «Тесноте», отличная сербская актриса Маряна Каранович в «Реквиеме для миссис Джейн» Бояна Вулетича (Сербия–Болгария–Македония–Россия–Франция) и слабослышащая непрофессиональная актриса из Казахстана Лаура Королева из Алматы, сыгравшая в «Свете» Жанны Исабаевой (на Токийском фестивале она стала настоящей звездой, десятки поклонников, включая слабослышащих, приходили, для того чтобы познакомиться ней).