Справиться с опасными недугами проще, чем кажется, уверены неврологи
Фото: YAY/TASS
О самой таинственной области медицины, искусственном интеллекте и роли интуиции в диагностике мы поговорили с известным врачом — неврологом, кандидатом медицинских наук Виктором Коссом.
«СП»: — Виктор Викторович, давайте начнем с самого «простого». Что, собственно, лечит неврология?
Косс: — В организме человека, как известно, есть три основные регулирующие системы. Если выстроить их по значимости, то в этом «рейтинге» нервная система — главный предмет изучения для неврологов — занимает второе место. Эндокринная система стоит на третьем. А первое место, на мой взгляд, принадлежит биоэнергетической системе, которая уже больше связана с законами и понятиями квантовой физики… В этой системе мы рассматриваем человека не как физическую субстанцию, а как энергетическую. Мы рождаемся согласно законам этой энергии, развиваемся, болеем, и превращаемся в комок энергии, умирая. Этой энергией можно управлять — а значит, улучшать себя и окружающих.
К основным системам относится и психика человека, его сознание и подсознание, что до сих пор вообще еще очень мало изучено.
Все, что происходит в организме, включая даже циркуляцию крови, регулирует нервная система. Которая имеет подвиды, такие как центральная нервная система, высшая нервная деятельность, вегетативная нервная система, периферическая нервная система. Восстановлением функций нервной системы, всеми ее нарушениями, как функциональными (длительный стресс), так и органическими (например, инсульт) как раз и занимается неврология.
Мир приблизился на шаг к разгадке природы раковых заболеваний
Особенность этой науки, на мой взгляд, состоит в том, что в неврологии, как правило, нет «материальной базы», той видимой части, за которую врачу можно было бы, что называется, «уцепиться». Я имею ввиду, что большинство болезней, очень разных, обычно начинаются с функциональных расстройств, нарушений функций в органах, которые на МРТ и УЗИ не увидишь. Невролог должен «додуматься», вычислить диагноз — с помощью специальных тестов, опроса пациента, накопленных знаний, интуиции, наконец. Предугадать начало болезни, пока дело не дошло до инсульта, например, или еще более тяжелой патологии. Здесь как раз важно помнить о биоэнергетической системе, зная принципы которой, можно предотвратить болезнь. И не только в неврологии, разумеется.
Вторая особенность неврологии — не существует специальных неврологических методов лечения. Чем больше методов лечения, которыми владеет невролог — а их очень много, и все они, как правило, из практики терапевтов — тем лучше для пациента.
Есть еще, кстати, такое понятие как психоневрология. Например, приступ эпилепсии возникает, казалось бы, ниоткуда. Генерируется некая энергия в головном мозге, может даже на крошечном участке — а разряд может выдать такой силы, что человек упадет в мощных судорогах. По какой причине в нервных клетках зарождается этот биоэнергетический разряд — никто до конца так и не знает. Также как точно не известен и механизм возникновения водителей сердечного ритма. Это тоже нервные клетки, которые заставляют сердце работать, они словно сами по себе.
«СП»: — Какими навыками должен владеть хороший невролог?
— Помимо ординатуры по неврологии и получения базовых терапевтических навыков, необходимо, чтобы врач владел психотерапией, умел внушить пациенту веру в выздоровление, объяснить пути и механизмы избавления от болезни. Быть виртуозом в «блокадах» и мастерски купировать любую боль. Также хорошо, если невролог владеет иглотерапией, как рефлексотерапевт. Он должен быть и мануальным терапевтом тоже. Конечно, можно научить медсестру ставить иголки, но если это сделает доктор-невролог — результат будет совсем другой, потому что хороший врач кроме анатомии и физиологии, знания взаимосвязей между органами, системами и функциями, должен иметь интуицию и достаточный опыт, чтобы попасть именно в ту точку, на ту глубину, которая необходима.
Лично меня работа в неврологии привела к спортивной медицине. Два года назад мы создали в России новое направление — спортивная неврология. В Америке, кстати, оно существует уже лет 8 лет. Спортивная неврология — это наука о том, как профилактировать, реабилитировать и оптимизировать центральную, периферическую и вегетативную нервную систему у спортсменов и не только. Кстати, на фоне допинговых скандалов интерес к этому направлению стал еще больше. Ведь ЦНС, если ее правильно мобилизовать, может задействовать свои дополнительные ресурсы и без всяких допингов. Большие возможности в этом плане у медитативных техник и саморегуляции. Все это требует тщательного изучения.
«СП»: — Можно ли сегодня говорить о прорывах в неврологии? Особенно, если нет специфической аппаратуры, специфических инструментов.
— Поскольку неврология — наука достаточно интуитивная, главным инструментом прорыва для невролога по сути является его мозг. Его способность к логическому мышлению. Иначе как из тех симптомов и синдромов, которые видит невролог, вычленить главное и выстроить схему лечения, которая позволит обрезать патогенез, перенастроить механизмы болезни так, что человек начнет выздоравливать?
Мы живем в эпоху появления искусственного интеллекта — это многообещающее направление. Система через деятельность нервной системы будет контролировать психофизическое состояние человека и информировать врача о возможных сбоях и необходимой коррекции. Сейчас с группой молодых ученых мы работаем над созданием такой системы как инструмента профилактики заболеваний, срывов и выведения на пик формы у профессиональных спортсменов.
В свое время мощный прорыв в неврологии был связан с появлением МРТ. Появилась возможность визуализировать головной и спинной мозг, периферическую нервную систему. А самое главное — это появление новых нейрофизиологических методов диагностики всех видов нервной системы. Я надеюсь, что с развитием системы искусственного интеллекта интерес к этому направлению возрастет, прежде всего у студентов, молодых врачей. А еще система сможет контролировать качество услуг, оказанных пациенту. Это очень важно. Ведь, смотрите: сегодня такие специалисты как невролог, травматолог и нейрохирург, по одном и том же заболевании- например, грыжа межпозвонкового диска — не консолидированы, они как лебедь, рак и щука — ставят пациенту разные диагнозы и по-разному лечат.
«СП»: — Диагностика, похоже, вообще одно из самых слабых мест в медицине, не только в неврологии. Почему так?
— Есть такая интересная и очень важная книга для врачей — «Дифференциальная диагностика в неврологии». В частности в ней рассматривается масса примеров того, как при одних и тех же симптомах у разных пациентов диагнозы могут быть абсолютно разными. Множество причин у головной боли, например. Чтобы в этом разобраться и создаются стандарты — то есть алгоритмы, позволяющие поставить в каждом конкретном случае более-менее правильный диагноз.
С другой стороны, мыслить только стандартами тоже недостаточно. Хотя в помощь неврологам в мире уже создаются, как мы сказали выше, диагностические машины. Опасность такого «прорыва» в том, что, на мой взгляд, скоро неврологи вообще перестанут задумываться, перестанут пытаться мыслить и анализировать — ведь гораздо проще вместе с машиной ставить стандартные диагнозы и по стандартам выписывать схему лечения… Мне кажется, неврологам необходимо изучение принципов квантовой физики и управления биологической энергией человека — то есть то, на что никакая машина пока не способна. Знакомство с законами ноосферы и инфосферы, религия, соблюдение главных заповедей — то, что приближает к познанию главной сущности, которой является душа человека…
«СП»: — Запомнилась одна из ваших любимых цитат о медицине, которая «по точности находится на втором месте после… богословия». А когда вы осознали свое призвание быть врачом?
— Сначала я хотел быть военным, учился в Суворовском училище. Был токарем второго разряда, водителем грузовых автомобилей. Много работать меня приучила моя любимая бабушка Оксана, у которой в деревне мы делали все: сено косили, за животными смотрели, коров доили. Именно бабушка заложила во мне способность видеть и лечить людей. Со временем формат моей жизни изменился, но суть все та же: каждое утро я занимаюсь спортом, еду плавать в бассейн, потом на работу, не забываю про науку.
Всюду по жизни мне встречались хорошие люди и великие учителя. Не став ни военным, ни токарем, я поступил в Бердичевское медучилище, где мне привили настоящую любовь к медицине. Во время учебы познакомился с знаменитым Касьяном. Хотя курсы по мануальной терапии Касьян проводил только для врачей, мне повезло пробиться и познакомиться с его методиками. А уже в Москве, будучи студентом 2-го меда, я около двух лет жил в доме у знаменитого рефлексотерапевта Гаваа Лувсана. Наполовину монгол, наполовину китаец, врач, прошедший всю Великую отечественную войну, Гаваа лечил иголками самого Брежнева. Своей философии и методикам он обучил и меня. Он же благословил меня на применение методов традиционной китайской медицины. Я смотрел, как Гаваа заваривает травы, медитирует, препарирует тушу волка для приготовления лекарств, молится… Будучи буддистом, если к нему приходил пациент православной веры, Лувсан молился за него Иисусу. Он вообще уважал все религии и считал, что все они пришли к нам от единого от Бога
Когда Лувсан болел, он мог поставить себе две иголочки в определенные точки и уйти в состояние медитации на 10−15 минут. И выздоравливал. А еще медитация помогала ему «выходить на связь» с ноосферой и получать дополнительные знания. С тех пор я и сам стараюсь изучать и применять это на практике).
И конечно же, я очень благодарен своим преподавателям из 2-го меда за то классическое фундаментальное образование, которое они нам дали.
«СП»: — Кто из медиков близок к вашему идеалу врача?
— Из исторических примеров в голову сразу приходит Ибн Сина. Мне нравятся его подходы, мировоззрения и методы. А вообще для меня идеальный врач — это врач общей практики, терапевт. Вот есть у меня друг Олег Витальевич Бойко. Я «вытащил» его из глухой деревни в Житомирской области, там, где жила бабушка Оксана: там он и роды принимал, и зубы лечил, и диагнозы ставил великолепно. Писал иконы в церкви, на скрипке мог играть. А когда доктор Бойко ходил в деревне по вызовам, то его сопровождал — нет, не пес, а настоящий белый Гусь — прямо как в сказке! Сегодня Олег работает в Склифе в отделении по пересадке печени, а также помогает мне в моей практике. Его мнению я доверяю абсолютно.
«СП»: — Что, помимо опыта, помогает вам развивать интуицию, один из главных инструментов врача — невролога?
— Формирование интуиции надо начинать с детства, всестороннее воздействуя на развитие ребенка. Очень важно всегда держать себя в форме — физической и психической. У меня ежедневно утром — плавание (не меньше 30−40 минут в день) или пробежка на родник, обливание. Круглогодичное закаливание — мощный инструмент для воспитание волевых качеств. Кардиолог Амосов говорил: если вы хотите быть здоровым, нужно держать пульсовой коридор — у женщин от 100 до 120, у мужчин 120−140 ударов в минуту — в течение 15 минут каждый день. Еще хороша русская баня с вениками. Но проплыв в бассейне 4−5 километров, лично я чувствую себя гораздо лучше, чем после бани. Потом полежать на солнце, помедитировать — и ты снова как «огурец». Мозг работает, как будто он перезарядился сто раз. Помимо правильного питания обязательно соблюдаю посты.
Необходимо постоянно получать новые знания, заниматься наукой. А когда чувствую, что рукам не хватает чувствительности (что особенно важно для рефлексотерапии), я стараюсь посещать Третьяковку, хожу к своему другу из Строгановки Андрею Губко, он там по воскресеньям преподает рисование и лепку всем желающим. Тоже леплю и рисую с ними. И даже рекомендую это занятие пациентам, страдающим нейрогенными проблемами, как восстановительную арт-терапию.
«СП»: — Какие самые срочные меры, на ваш взгляд, надо принять, чтобы улучшить здоровье всей нации в целом? Это возможно?
— Для созидания, процветания семьи и отдельного человека для меня самым главным представляется формирование пяти основ: это медицина, образование, культура, наука, спорт. Только на этом фундаменте и строится успех любого государства.
И начинать, на мой взгляд, надо с воссоздания школьной медицины. В школах позарез нужны профилактические медико-психолого-педагогические кабинеты, где врач общей практики и его коллеги обучали бы педагогов, психологов и учителей физической культуре, раннему выявлению и профилактике наиболее распространенных заболеваний у детей, принципам формирования здоровой среды в школах, включая самих учителей. Ведь детские сколиозы, плоскостопие, дефицит внимания, вегетососудистая дистония — это то, из чего потом вытекают «взрослые» болезни, такие как грыжа дисков, боль в спине, сильные сколиозы, головные боли, мигрени, инсульты.
Прежде чем ребенок начнет сдавать нормы ГТО, его также должен осмотреть врач и дать свое разрешение. А этим пока мало кто занимается. Да и преподаватели сегодня не меньше детей страдают шейным остеохондрозом, болями в спине, головными болями, переутомлением, нарушением сна, давлением. Школьная гигиена сможет помочь и детям, и взрослым прямо, как говорится на рабочем месте. И всем будет хорошо!
Дело футболистов-хулиганов затмило собой актуальные проблемы страны
«СП»: — Работающим в офисах такая профилактика тоже не помешала бы.
— В свое время была идея создать для менеджеров и управленцев кабинеты нейрофизиологической разгрузки. Ведь сегодня эмоциональное выгорание, стресс, нарушение сна грозит практически каждому, особенно в мегаполисах. На предприятии можно легко создать условия для быстрой диагностики, выявления слабых мест, благодаря чему те же топ- менеджеры будут меньше ошибаться, принимать больше нестандартных качественных решений и зарабатывать больше денег своему предприятию. Подобная программа, кстати говоря, существует, но генеральным директорам почему-то это не интересно. Их позиция: пусть работники сами за себя платят, сами себе находят врачей. В то время как инсульты и инфаркты в стране уже давно лидируют среди самых опасных заболеваний. Инсульт в 40−45 лет врачей уже давно не удивляет. А ведь все начинается, повторюсь, со школьной скамьи и «банальной» вегетососудистой дистонии. Дети часами сидят в гаджетах, из-за чего у них смещается и блокируется первый позвонок — так называемый «атлант». Он воздействует на позвоночные артерии, из-за чего у ребенка снижается мозговой кровоток, возникает метеозависимость, головные боли, снижается интерес к учебе, возникает гиперактивность или даже агрессия, нарушение сна. А если этот позвонок стабилизировать и научить ребенка ежедневной гигиене, в том числе — делать правильные упражнения, плавать — все эти симптомы уйдут.
Новости здоровья: В Подмосковье врачи спасли мужчину с тремя видами рака