Сегодня написано великое множество книг и статей о том, стоит ли наказывать ребенка и если да, то, как это делать правильно. Сейчас я постараюсь вкратце рассказать об этом, чтобы внести ясность в столь щепетильный вопрос. Оговорюсь сразу, речь пойдет о детях от двух лет, поскольку до этого возраста ребенок просто не понимает и не воспринимает даже слово «нельзя».
Строгий голос мамы и шлепки по попе вызывают у малыша обиду и недоумение. Он делает выводы о том, что мир, окружающий его, небезопасен, а заботливая и нежная мама может резко измениться: сдвинуть брови, говорить на повышенных тонах и сделать больно. Соответственно, она опасна, непредсказуема и не заслуживает доверия.
У ребенка, воспитываемого таким образом, есть большие шансы вырасти недоверчивым, настороженным, дистанцирующимся от людей, даже самых близких.
Самым эффективным методом наказания является такой, при котором ребенок сам будет исправлять свои ошибки. Сделает он это, если осознает, что поступил неправильно. А для этого малышу надо заранее установить границы дозволенного и, в случае, если он их преступил, спокойно объяснить и побудить к тому, чтобы ваше чадо все исправило. Здесь нужно здраво оценивать возможности ребенка. Если ему не под силу поставленная задача, то взрослым придется помочь.
Скажем, если ваш малыш разлил на пол упаковку йогурта, то совершенно очевидно, что самостоятельно вымыть пол он не сможет. Однако родителям не стоит сразу же браться за тряпки. Дайте возможность ребенку убирать хотя бы часть. Тогда он и урок усвоит, и помощь от старших в приборке получит.
Кроме того, если правила не были установлены заранее, то не требуйте их выполнения, иначе в голове у малыша сложится картина, что к нему постоянно придираются и чего-то необоснованно требуют.
Какие-то назидания со стороны родителей ребенок лучше всего воспринимает в сказочной форме. Услышав историю с печальным концом, малыш усвоит, что за пределы дозволенного не стоит выходить. Это будет его решение, а не навязанное взрослыми.
Есть такая форма наказания, как лишения ребенка каких-то привилегий. Она уместна лишь в тех случаях, когда с малышом был уговор, условия которого он не выполнил. Только тогда, когда ребенок будет видеть логическую связь между проступком и лишением, он поймет, что наказание заслуженное. В противном случае ребенок затаит на родителей обиду, а свою вину не признает.
О наказании, разумеется, нужно сообщать спокойным, доброжелательным тоном.
Если ребенку что-то запрещается, но родители, при этом, безнаказанно делают то же самое, то в малыше воспитывается лицемерие и лживость.
Когда ребенок демонстрирует явное неповиновение, родители должны быть готовы к конфликту. Беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах детей. Однако это не значит, что здесь допустимы физические наказания. Взрослые должны проявить жесткость и напористость, но при этом ни в коем случае не оскорблять и не унижать ребенка.
Конфликт исчерпан. Утешьте своего малыша и объясните ему все, что только что произошло. Пусть он поймет, почему родители с ним были столь жесткими. Обнимите ребенка, погладьте, скажите, как сильно вы его любите и как вам неприятно наказывать его. Еще раз объясните ему, почему он наказан и как в следующий раз следует поступать
Ребенка нельзя осуждать за непреднамеренный проступок. Если он испачкался на прогулке или случайно пролил сок из чашки, то он не нарушил каких-то обещаний и не вышел за грань дозволенного.
Некоторая неряшливость может быть последствием более раннего неграмотного воспитания в возрасте «Я сам».
Когда дети учатся есть и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения, не стоит их осуждать или сразу бросаться им на помощь. Совершенно очевидно, что новые действия малыш будет выполнять хуже, чем его взрослая и опытная мама, но если его постоянно наказывать за неловкость или пытаться делать что-то за него, то он так и не станет самостоятельным. Более того, из-за постоянного родительского порицания ребенок будет убежден в том, что он неряшливый, неспособный, плохой. Он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах
Зато когда малышу удается что-либо сделать самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе.
Также не стоит наказывать ребенка, если он не понял вашего требования. Вам стоило после беседы с малышом уточнить, понял ли он ваши слова, и если да, то, как именно. Кроме того, ваше чадо может просто забыть про какую-то просьбу родителей. Чтобы избежать впредь подобных ситуаций, стоит просто между делом напоминать о недавнем разговоре с ним.
Ни в коем случае наказание не должно последовать за естественную познавательную активность ребенка. Например, если он сломал игрушку, хлопает дверью, сует какие-то палочки в разные щели, изучает свои половые органы. Он так узнает о физических свойствах предметов и о самом себе. Это вполне закономерный этап развития ребенка.
Такими же естественными процессами будут, скажем, невнимательность малыша, неусидчивость, отказ от еды и сна. В этих вопросах родителям очень сложно понять свое чадо, ведь у них нет такого количества нерастраченной энергии.
Кроме того, у ребенка может быть еще не сформирована модель поведения в каких-то ситуациях. Например, он просто не знает, что нельзя отбирать игрушки, что на горшок нужно проситься, что не стоит кусать сверстников и т.д. Ему это могли не объяснить ранее, а значит не стоит требовать выполнения неустановленных правил и, уж тем более, наказывать за их нарушение.
Также ребенок может обижать своего младшего братика/сестренку. Причина здесь в совершенно естественной ревности, поскольку он вынужден делиться вниманием родителей. Здесь допустим исключительно диалог с ребенком. О наказании и речи быть не может.
Что касается физических наказаний, то здесь мнения специалистов сильно расходятся. Кто-то говорит, что это основной инструмент воспитания, а кто-то считает, что ребенок получает серьезную психологическую травму, когда родитель поднимает на него руку.
Но, согласитесь, есть разница между легким шлепком по попе, который будет означать, что ребенку не стоит себя так вести, и совсем другое, когда малыша бьют, оставляя ссадины, синяки и кровоподтеки.
Дети, которых в детстве часто и сильно били, не прощают этого. Они вырастают с психологической травмой в душе, которая сказывается на всей их дальнейшей жизни. Чаще всего они перенимают этот способ насилия и потом переносят его в свои семьи, по отношению к своим детям. И так будет продолжаться из поколения в поколение.
Что наносит самые глубокие психотравмы ребенку?
1. Инцест (физическая + психологическая + моральная травмы)
2. Физическое наказание (физическая + психологическая + моральная травмы)
3. Унижение ребенка (психологическая + моральная травмы)
Вы понимаете, к чему приравнивается в результате наказание ребенка ремнем? Это огромный стресс и травма на всю оставшуюся жизнь, более того, на несколько поколений.
Поэтому, дорогие родители, когда вы в следующий раз соберетесь поднять руку на ребенка, вспомните, что он не может дать вам сдачи при несправедливом на его взгляд наказании, но сможет отыграться позже.