Главная » Статьи о зрении » Лечение ЧАЗН у ребенка — возможно ли улучшение?

Лечение ЧАЗН у ребенка — возможно ли улучшение?

Умение слышать — это очень важная способность человека, благодаря которой становится возможным контактировать с внешним миром, воспринимать внешние звуки, общаться с другими людьми.

Нарушенный слух приводит к ухудшению качества жизни. Снижение остроты восприятия вызывает рассеянность, ослабление мышления, трудности в обучении.

Да и один тот факт, что при общении с другими людьми приходится постоянно переспрашивать, не прибавляет уверенности в себе.

В медицине существует диагноз, характеризующий такое состояние, как снижение слуха у взрослых, — это тугоухость. Степень тугоухости (снижения слуховой способности) может варьироваться от частичного нарушения слуха до полной глухоты.

Лечение ЧАЗН у ребенка — возможно ли улучшение?

По статистике, более десяти миллионов граждан России страдают снижением или потерей слуха, в том числе около одного миллиона — несовершеннолетние. 

Эта патология встречается даже у новорождённых малышей. Если снижение слуховой чувствительности возникло ещё во время беременности матери или в период первого года жизни, восстановить слух будет очень непросто, поскольку малыши ещё не слышали звуков и речь.

Сохранить стопроцентный слух — задача не из лёгких. Если вы почувствовали, что слух ухудшается, незамедлительно обращайтесь к врачу-оториноларингологу.

Как устроено наше ухо

Чтобы разобраться, почему происходит снижение способности обнаруживать и понимать звуки, давайте рассмотрим, как функционируют элементы системы уха.

Видимая часть уха, называемая наружным ухом, подобно локатору улавливает звуковые колебания, создаваемые источником шума. Далее звук проходит по слуховому проходу и достигает барабанной перепонки.

Она в свою очередь приводит в движение слуховые косточки, расположенные в среднем отделе уха.

Сигнал поступает во внутренний отдел уха (улитку), в котором он преобразуется в микроимпульсы и отправляются непосредственно в головной мозг.

Снижение слуховых способностей может быть связано с нарушениями работы одного или нескольких элементов этой цепочки. 

Формы тугоухости

Снижение звуковосприятия может затронуть как одно ухо, так и оба. Поэтому разделяют одностороннюю тугоухость и двустороннюю.

Если причина ухудшения слуха связана со снижением звукового восприятия наружного и среднего уха, мы говорим о кондуктивной тугоухости.

Снижение функции слуховых рецепторов внутреннего уха приводит к ещё одной разновидности болезни — сенсо-невральной тугоухости. Такой диагноз встречается наиболее часто. 

Записаться

Существует и третий тип болезни — смешанный тип, включающий сочетание первых двух типов тугоухости. Этот диагноз наиболее сложный, и подразумевает медикаментозное, хирургическое лечение,  а в некоторых случаях, и использование слуховых аппаратов.

В медицине есть такой термин — «порог слышимости», им характеризуют минимальную громкость, которую слышит человек без эха и посторонних шумов. Здоровый человек способен воспринимать звуки громкостью 20 децибелов и ниже. Про такое состояние и говорят «хороший слух». В зависимости от значения порога слышимости различают четыре степени тугоухости: 

  • I степень (лёгкая) — порог слышимости от 20 до 30 децибелов, человек улавливает звуки на расстоянии 4-6 метров;
  • II степень (средняя) — порог слышимости от 31 до 50 децибелов, человек слышит  на расстоянии от 1 до 4 метров;
  • III степень (тяжёлая) — порог звукового восприятия от 51 до 70 децибелов, человек слышит разговорную речь до 1 метра;
  • IV степень (глубокая) — порог слышимости от 71 до 90 децибелов.

Глухоту мы называем снижением уровня звукового восприятия выше 90 децибелов.

Болезнь, в свою очередь, характеризуется постепенным либо быстрым снижением восприятия звуковой волны. Снижение способности различать звуки происходит в течение жизни, но тугоухость может также быть и врождённой. 

Проблемы со слухом: симптомы

Признаки снижения восприимчивости звуков и снижения шумового эффекта могут проявляться постепенно, хотя могут развиться и стремительно.

При резком снижении слуха прогноз благоприятный, главное вовремя обратиться за профессиональной врачебной помощью. Существует несколько признаков снижения способностей улавливать звуки.

Если вы обнаружили у себя хотя бы один из них, вам необходимо обратиться к ЛОР-врачу, чтобы проверить слух. 

Итак, предпосылками того, что у вас снижается восприимчивость звуков, являются следующие симптомы:

  • вам постоянно приходится переспрашивать, а окружающим повторять сказанное по несколько раз;
  • когда с вами находится несколько собеседников, вам сложно сконцентрироваться и вы теряете нить разговора;
  • вас не покидает чувство, что все вокруг специально говорят тихим голосом;
  • трудно поддерживать разговор в людном и шумном месте (например, в метро или кафе);
  • при ограниченном слухе становится трудно понимать речь детей;
  • просмотр телепередач начинается с увеличения громкости телевизора на полную мощность;
  • уже на подсознательном уровне человеку с плохим слухом приходится машинально следить за губами собеседника, чтобы не ошибиться в услышанном;
  • в минуты тишины кажется, что в ушах стоит шум или звон.

Разумеется, подобное состояние приводит человека к раздражительности, постоянному чувству тревоги и снижению самооценки. Если вы понимаете, что функции слуха утрачиваются, не медлите и обращайтесь к ЛОР-врачу, чтобы получить грамотную своевременную помощь и избежать полной потери слуха.

Причины тугоухости

Чтобы избежать глухоты или частичной потери слуха, нужно знать причины, из-за которых он может нарушиться. 

Друзья! Своевременное и правильное лечение обеспечит вам скорейшее выздоровление!

Безусловно, нельзя исключать наследственный фактор. Зачастую развитие тугоухости передаётся по наследству. 

Причинами снижения слуха могут стать врождённые патологии, которые являются следствиями проблемной беременности или тяжёлых родов. К проблемам звуковосприятия могут привести ДЦП, травмы во время родов, не до конца сформированные составляющие уха.

Ни для кого не секрет, что слух утрачивается с возрастом. Обычно проблемы начинаются после 50 лет. К этому времени волосковые клетки слухового нерва сильно «изнашиваются»,  и как следствие, слуховые рецепторы утрачивают свои функции. В медицине есть специальный термин, описывающий это состояние — пресбиакузис. 

Привести к тугоухости могут травмы и повреждения уха, черепно-мозговые травмы. К этой же категории относятся акустические травмы (вследствие воздействия очень громких звуков) и баротравмы (вследствие воздействия атмосферного давления). 

Нужно с осторожностью относиться к выбору лекарственных средств, особенно антибиотиков. Бесконтрольный приём некоторых ототоксичных препаратов может завершиться снижением или отсутствием слуха в конечном итоге. 

Различные заболевания могут протекать с осложнениями, которые оказывают неблагоприятные воздействие в том числе и на уши. К таким заболеваниям относят отит, отосклероз, лабиринтит, грипп, менингит, и это лишь неполный список. На остроту слуха влияют различного рода опухоли, а также серные пробки и инородные предметы в слуховых проходах.

Причиной ослабления слуха может стать воздействие громких звуков на организм человека в течение длительного времени. Громкая музыка на концерте или в наушниках, шум транспорта, залпы фейерверков — всё это также подвергает наши уши большой нагрузке.

К особой группе риска относятся работники так называемых «шумных» производств, которые ежедневно испытывают звуковую нагрузку, взаимодействуя со станками и транспортом (например, сотрудники метро и пилоты).

Диагностика

Восстановлением слуха занимается врач-оториноларинголог. На первичном приёме ЛОР-врач определит степень развития тугоухости. Для диагностики обычно используются следующие приёмы: осмотр с помощью отоскопа, аудиометрическое исследование, исследование с помощью камертонов, при необходимости КТ и МРТ, а также тимпанометрия. 

Случается, что тугоухость наблюдается в связи с несоблюдением элементарных правил гигиены. В этом случае правильно назначенное лечение быстро решит проблему тугоухости.

При наличии в ухе серной пробки или инородного тела, манипуляции по их удалению существенно облегчают состояние больного и улучшает звуковосприятие.

Но если в основе ухудшения тугоухости лежат более серьёзные заболевания, здесь требуется более сложная терапия.

Лечение

Поскольку причин, приводящих к тугоухости, много, соответственно лечение в каждом конкретном случае подбирается индивидуально после определения верного диагноза. 

Применение лекарственных средств показано при наличии воспалительных заболеваний. В этом случае назначаются противовирусные или антибактериальные препараты. При воздействии аллергенов — антигистаминные препараты. 

Хорошо зарекомендовали себя при терапии тугоухости физиотерапевтические процедуры. 

Применение таких физиотерапевтических аппаратов для лечения кондуктивной, сенсо-невральной и смешанной тугоухости как Трансаир-07 и Аудитон дают поистине отличные результаты! Воздействие микротоковых электрических импульсов в сочетании с инфракрасным лазерным излучением и виброаккустическим воздействием эффективно сказывается на работе уха, стимулируя волосковые клетки слухового нерва.

В некоторых случаях, например при отосклерозе, вернуть слух хоть на один процент возможно только хирургическим способом. 

Читайте также:  Нет одного глаза — положена ли инвалидность

Если, несмотря на лечебные процедуры и манипуляции, звуковосприятие продолжает страдать и стремительно снижаться, чтобы не потерять слух полностью, в ход идут слуховые аппараты и кохлеарные импланты для детей до 3-х лет.

Профилактические мероприятия

Сохранить уши здоровыми — важная задача каждого человека. Чтобы избежать осложнений в будущем, нужно придерживаться несложных правил:

  • вовремя лечите болезни уха, горла и носоглотки;
  • чтобы снизить нагрузку на уши при авиаперелёте и облегчить перелёт, при взлёте и посадке жуйте жевательную резинку или сосите леденец; если перед авиаперелётом у вас случился насморк, не забудьте взять с собой сосудосуживающие капли для носа;
  • во время эпидемий избегайте массового скопления людей, чтобы свести риск заражения к минимуму;
  • обязательно устраняйте очаги хронического воспаления носовой полости и носоглотки, чтобы инфекция не могла распространиться в уши;
  • не забывайте про правильную гигиену ушей, не используйте для чистки слухового прохода неподходящие для этого предметы (спицы, спички и другие острые предметы);
  • во время плавания в бассейне, надевайте шапочку; после обязательно промойте уши чистой водой и промокните полотенцем;
  • залог здоровья — ведение правильного образа жизни без вредных привычек, с соблюдением режима сна и отдыха, сбалансированное богатое витаминами питание;
  • избегать мероприятий и деятельности, которые могут привести к черепно-мозговым травмам;
  • если вы работаете на шумном производстве, обязательно используется промышленные наушники или промышленные бируши, а также соблюдайте нормы пребывания в шумном помещении;
  • постарайтесь ограничить прослушивание музыки в наушниках — это чревато появлению проблем с ушами уже в молодом возрасте.
  • И, конечно, самое главное правило — при возникновении малейших проблем со слухом, появлении эха, шума и звона — незамедлительно обращайтесь за профессиональной медицинской помощью.
  • Наша клиника специализируется исключительно на заболеваниях уха, горла и носа. 
  • Мы знаем о болезнях ушей всё, используем в лечении авторские методики и работаем на самом современном оборудовании. 
  • Пожалуйста, записывайтесь на приём! 
  • Мы будем рады вам помочь!

Лечение и реабилитация перинатальных поражений нервной системы у детей первых месяцев жизни

В последние десятилетия, в связи с достижениями новейших медицинских технологий (экстракорпоральное оплодотворение, пролонгирование патологической беременности, реанимация новорожденных), особую актуальность приобрела проблема повышения качества жизни детей с перинатальной патологией нервной системы [1, 2, 3].

Существенные нарушения: вначале постнатальной адаптации, затем снижение возможности усвоения социального опыта и, как следствие, социальная дезадаптация ребенка — возникают у большинства детей с тяжелыми поражениями нервной системы. По данным ведущих неврологов [3], эти поражения обусловливают основную часть причин детской инвалидности.

Кроме того, у детей с нетяжелыми формами перинатальной патологии в последующие годы нередко отмечаются проявления минимальных церебральных дисфункций, существенно затрудняющих их обучение и образование [2].

Поэтому проблемы своевременного лечения и адекватной реабилитации детей с перинатальными поражениями привлекают пристальное внимание врачей различных специальностей: педиатров, неврологов, ортопедов, реабилитологов и др., — а также специалистов по коррекционной педагогике.

Основные методологические принципы реабилитации детей при перинатальной патологии ЦНС, разработанные за последние 10–12 лет [4], могут также лежать в основе терапии этих состояний, задачи которой как в остром периоде, так и в ходе реабилитации, вторичной профилактики отсроченных проявлений заболевания по сути одни и те же.

Тем не менее некоторые неврологи понимают под реабилитацией в детском возрасте абилитацию, т. е. создание возможностей для поступательного развития ребенка и коррекцию постепенно выявляющихся отклонений в развитии [3].

С учетом этого общая методология лечения и реабилитации при перинатальном поражении мозга базируется на следующих принципах.

  • Раннее начало коррекции. Оптимально опережающее (антенатальное, интранатальное, раннее постнатальное) лечение.
  • Индивидуализация лечебно-реабилитационных воздействий — учет характера и степени тяжести основной и сопутствующей патологии, степени зрелости ребенка (гестационный и постконцептуальный возраст), индивидуальных конституционально-генетических характеристик. Применение протоколов (формуляров) ведения новорожденных не противоречит индивидуальному подходу. Использование «индивидуального потенциала компенсаций» [3].
  • Подход к больному ребенку с позиций целостности организма, что предполагает коррекцию не только и не столько неврологических расстройств, сколько нейросоматических нарушений [3, 5].
  • Комплексное использование различных средств лечения и реабилитации (фармакопрепараты, физические факторы, эстетопсихотерапия и кондуктивная педагогика).
  • Этапность и преемственность при проведении реабилитации пострадавших детей, коллегиальность при назначении терапевтических схем и оценке их эффективности.
  • Гуманизация диагностических и лечебно-реабилитационных процедур: в последние годы установлена крайне негативная патофизиологическая роль боли у новорожденных детей [4, 6].
  • Оздоровление окружающей среды («терапия среды») и тесное взаимодействие медиков с семьей больного ребенка на всех этапах лечения и реабилитации [3, 4].

На каждом из этапов оказания помощи больному новорожденному и грудному ребенку существуют свои ведущие задачи.

Так, на первом этапе — в родильном зале, палате интенсивной терапии и отделении реанимации новорожденных — в соответствии с приказом МЗ РФ № 372 от 1995 г.

прежде всего решаются задачи компенсации системных нарушений жизненно важных функций — дыхания, кровообращения, выделительной функции почек, энергетического баланса и общего метаболизма.

Медикаментозно-инструментальная терапия предполагает на этом этапе в первую очередь коррекцию кислотно-основного состояния, гипер- или гипогликемии, гиповолемии, артериальной гипотензии или гипертензии, сердечного выброса.

По показаниям, с учетом данных мониторирования и лабораторных анализов, применяются осмотические и петлевые диуретики, антигеморрагические, противосудорожные средства (препарат первого выбора — фенобарбитал в стандартной дозе до 20 мг/кг массы тела в сутки).

Применение на этом этапе антиоксидантов и ноотрофов (церебропротекторов — пирацетам, эссенциале, ГОМК) не всегда обосновано. Особая осторожность необходима при назначении вазоактивных препаратов: так, некоторые специалисты рекомендуют с 4-го дня жизни инстенон [3], тогда как другие говорят о возможных побочных действиях сосудистых средств [5].

Адекватное лечение в раннем неонатальном периоде (при создании максимально щадящих условий для ребенка и температурного комфорта) способствует адаптационным процессам саногенетической направленности и является основой последующей реабилитации.

Новорожденные не только с тяжелыми, но и со среднетяжелыми проявлениями перинатальной патологии ЦНС переводятся, как правило, в отделение «второго этапа» (отделение патологии новорожденных, отделение для недоношенных детей).

Задачи этого этапа — дальнейшая оптимизация адаптационных процессов, лечение сопутствующих (как правило, инфекционно-воспалительных) заболеваний и начало собственно реабилитации, т. е. коррекции неврологических нарушений.

Третий этап реабилитации — это специализированные стационары (отделение неврологии раннего возраста, центр реабилитации маловесных и недоношенных детей, центр коррекции), амбулаторные отделения реабилитации детских поликлиник (стационар-замещающие технологии).

На всех этапах реабилитации перинатально пострадавших детей необходимо активное участие семьи больного ребенка; по показаниям, в конце первого — начале второго года жизни возможно привлечение специализированных детских дошкольных учреждений (группы коррекции в яслях и детских садах, центры коррекции).

На втором и третьем этапах реабилитации используются практически одинаковые средства и методы, хотя выбор их зависит от индивидуального патокинеза болезни и эффективности коррекции на предыдущем этапе.

В практике большинства врачей фармакотерапия при перинатальных поражениях мозга занимает ведущее место, что далеко не всегда оправдано.

В последнее десятилетие в условиях «фармацевтического бума» ежегодно появляются новые препараты, которые из области взрослой неврологии часто без достаточной проверки с позиций доказательной медицины попадают в арсенал средств, используемых неонатологом [5, 6, 7].

Назначая новорожденному лекарство, врач должен учитывать его возможные как ближайшие, так и отдаленные побочные эффекты (в том числе риск сенсибилизации), выбирать наименее травматичные пути введения лекарств: при необходимости проведения инъекций предусматривать обезболивание местными анестетиками типа пластыря ЕМLA или метаболитами [4, 6].

Во избежание ятрогений необходимо учитывать возможный синергизм или антагонизм фармакопрепаратов (не назначать более 3–4 лекарств одновременно), строго индивидуально выбирать дозировки (принцип минимизации, контроль индивидуальной фармакокинетики). Особая осторожность нужна при выборе алгоритма лечения глубоко недоношенных детей с экстремально низкой массой тела.

Один из путей профилактики ятрогений в неонатологии — это использование гомеопатических препаратов [8], поскольку они содержат микродозы мягкодействующих растительных и минеральных веществ. Механизм действия этих препаратов не вполне ясен (возможны объяснения с позиций теории доминанты Ухтомского или теории биологического резонанса), тем не менее химическая эффективность некоторых из гомеопатических препаратов в неонатологии вполне доказана [4].

Читайте также:  Полезные материалы для пациента офтальмологической клиники

Читайте также:  Ацетазоламид — инструкция, цена, отзывы

Фармакопрепараты, используемые в реабилитации как доношенных, так и недоношенных новорожденных, условно могут быть разделены на применяющиеся посиндромно (симптоматические) и средства преимущественно патогенетической коррекции, хотя некоторые препараты обладают и тем и другим воздействием. Рассмотрим их подробнее.

Медикаментозная реабилитация детей с перинатальными поражениями ЦНС — поздний неонатальный период, начало восстановительного периода

Преимущественно посиндромные (симптоматические) средства: противосудорожные: фенобарбитал, ГОМК, дроперидол, реланиум, вальпроаты — при некупируемых другими средствами судорогах и тщательном мониторинге функций печени и кроветворения; дегидратационные: диакарб (со 2–3-й недель жизни, у глубоконедоношенных — позднее), триампур, верошпирон, гомеопатические препараты (гелиборус, апис, магнезия фосфорика), сборы трав — отвары и настои; седативные (сульфат магния, сборы трав — отвары и настои, лечебные ванны, реланиум, радедорм, гомеопатические препараты — валерианахель, нервохель, вибуркол), эфирные масла, ароматерапия (анис, ромашка, лаванда); спазмолитики и прокинетики (при вегетативных нарушениях): но-шпа, церукал, риабал, мотилиум, гомеопатические препараты (нуксвомика, гомакорд, вибуркол, хапель).

Средства патогенетической направленности: нейропротекторы (ноотропы, ноотрофы, ингибиторы нейрального апоптоза) — пирацетам (ИСВ), кортексин, семакс, минисем, церебролизин, пантогам, глиатилин, глицин, аминокислотные композиты, стволовые клетки; вазоактивные препараты (нормализаторы общей и мозговой гемодинамики) назначаются при отсутствии угрозы кровотечений под контролем допплерографии: кавинтон, циннаризин, сермион, димефосфон, кверцетин, гомеопатические препараты (эскулюс композитум, траумель); модуляторы синаптической проводимости: мидокалм, дибазол; aнтиоксиданты и антигипоксанты: танакан, мексидол, токоферол, соевое масло, кудесан, димефосфон, биолан, актовегин; метаболиты и поливитаминные комплексы: глицин, биотредин, лимонтар, эссенциале, элькар, кудесан, корилип, кверцетин, бета-каротин, киндер биовиталь, поливит беби, церебрум композитум, мульти-табс, капли Береш Плюс.

Как следует из вышеизложенного, выбор препаратов ограничен и нужна поистине «снайперская» точность при их назначении, кроме того, необходим клинический и лабораторный неинвазивный контроль эффективности.

Следует обратить внимание на возможность относительно нетравматичного введения препаратов — накожное (соевое масло), ингаляционные (эфирные масла при ароматерапии), ректальные суппозитории (многие гомеопатические средства).

В неонатологии важно использование наиболее «чистых» препаратов, например целесообразен выбор из препаратов пирацетама лекарств, выпускаемых фирмой ИСВ (Бельгия, Швейцария).

В перечне средств патогенетической направленности к ингибирующим нейральный апоптоз условно отнесены стволовые клетки (в строгом смысле это не фармакопрепарат), степень терапевтической эффективности которых еще нуждается в дальнейших исследованиях. В то же время от использования фетальных трансплантатов [3] следует решительно отказаться по соображениям общечеловеческой и медицинской этики.

Обеспечить минимизацию лекарственной терапии помогает раннее (начиная с первого этапа) включение в программу комплексной реабилитации немедикаментозных воздействий.

На втором и третьем этапах реабилитации детей с перинатальной патологией эти методики должны быть признаны приоритетными [1].

Несомненно, в обеспечении успешной реабилитации важная роль принадлежит адекватному вскармливанию и оптимальной организации окружающей среды (лечебно-охранительный режим), но в настоящей статье эти вопросы не рассматриваются.

Тем не менее некоторые аспекты организации выхаживания тяжелобольных детей (ограничение сенсорной нагрузки в остром периоде поражения мозга, температурный комфорт, ограничение электромагнитных воздействий, выхаживание на колышащихся матрасиках или на шерсти ягнят) могут быть отнесены к методам немедикаментозной реабилитации [1, 5, 6].

Перечислим средства немедикаментозного лечения и реабилитации, весьма условно разделив их на физические и психолого-педагогические, поскольку любое физическое воздействие на маленького ребенка предполагает обязательный психоэмоциональный контакт с ним.

Немедикаментозная реабилитация детей первого года жизни с перинатальными поражениями ЦНС

Физическая реабилитация: разнообразный лечебный массаж, лечебная гимнастика, лечение «положением» (укладки, туторы, «воротники» и т. д.

), терапия по Войту; упражнения в воде и гидромассаж; сухая иммерсия (имитация невесомости); использование кроватки «Сатурн» (эффект невесомости + вибромассаж); физиотерапия (переменное магнитное поле, синусоидальные модулированные токи, электрофорез, парафинотерапия, лазеротерапия, свето- и цветотерапия).

Психолого-педагогическая коррекция и психоэстетотерапия: коррекционная (кондуктивная) педагогика; психотерапевтическая коррекция в диаде «мать–дитя» (контакт «кожа-к-коже», «кенгуру») и в целом в семье больного ребенка; музыкотерапия, эстетотерапия; тактильно-кинестетическая стимуляция.

Большинство из вышеперечисленных методик не являются новыми. В последние 3–5 лет к новым разработкам следует отнести методику мягкого вибромассажа в условиях невесомости (отечественная кроватка «Сатурн», ООО «Ритм», г.

Екатеринбург), светотерапию и цветотерапию с помощью лампы линейного поляризованного видимого света «Биоптрон» («Цептер», Швейцария), тактильно-кинестетическую стимуляцию ладоней и пальцев, применяемую у детей с низкой и экстремально низкой массой тела [4].

В последние годы для недоношенных детей особенно рекомендуется сочетание двух-трех «мягких» методов физического воздействия с психоэмоциональной и психосенсорной коррекцией, что помогает моделировать эффект так называемых «сенсорных комнат», применяемых в реабилитации более старших пациентов [9].

Методика музыкотерапии для доношенных и недоношенных новорожденных детей, разработанная в клинике НЦЗД РАМН, включает как подбираемые индивидуально программы, записанные на магнитофон, так и пение кормящих матерей [4].

Матери обучаются комплексной мягкой психосенсорной стимуляции ребенка, напевают колыбельные и другие рекомендованные песни, учатся проведению мелоритмического воздействия (движение и тактильная стимуляция в сочетании с пением и чтением стихов) — элементам эвритмической терапии по Р.

Штайнеру, который доказал благотворное влияние на организм ребенка ритмических движений под музыку [10].

В последние годы установлено, что начинать общение с ребенком необходимо еще в период внутриутробного онтогенеза; сегодня активно развивается перинатальная психология и перинатальная педагогика.

Для детей с перинатальной патологией ЦНС раннее начало педагогической коррекции (элементы кондуктивной педагогики) является важнейшей составной частью реабилитации, поскольку мягкие сенсорные и эмоциональные воздействия — это немедикаментозные «ноотрофы» для развивающегося мозга [1, 4, 5, 6]. Ежедневное влияние родителей (прежде всего матери) направляется специалистом — психологом (педагогом), который формирует у родителей активную позицию по преодолению психоневрологических дефектов, обучает их разнообразным формам, приемам и средствам взаимодействия с ребенком и умению оценивать его реакции.

Целью ранней педагогической коррекционной работы является создание условий для поступательного психосоциального развития ребенка, для использования его индивидуального «потенциала компенсаций».

На каждом возрастном этапе педагог решает определенные развивающие задачи: вначале это стимуляция интереса ребенка к окружающей среде, формирование исследовательского поведения, затем укрепление межанализаторных связей, расширение спектра сенсомоторных навыков и умений, повышение коммутативной активности, развитие и обогащение игровых и предметных действий, а также социальной активности ребенка [11].

В настоящей статье не затрагиваются некоторые специальные аспекты реабилитации (коррекция зрительных нарушений при ретинопатии недоношенных, нейросенсорной тугоухости, ортопедической патологии).

Использование широкого спектра немедикаментозных воздействий на втором и третьем этапах реабилитации больных детей позволяет (по данным клиники НЦЗД РАМН) уменьшить дозировки и длительность курсов фармакотерапии (по вазоактивным препаратам — на 15–20% и 3–3,5 дня; по мочегонным (диакарб) — на 20–30% и 2–3 дня; по седативным препаратам — на 30–40% и 4–5 дней). Эффективность комплексной реабилитации оценивалась в клинике по достижении детьми 1,5–2 лет. Функциональная компенсация неврологических и нейросенсорных нарушений имела место почти у всех детей со среднетяжелыми и легкими формами перинатальных поражений мозга и у 80% детей с тяжелыми (по оценке в периоде новорожденности) нарушениями. Кроме того, даже у детей, имевших в конце периода наблюдения инвалидность вследствие сенсорного или моторного дефекта, удавалось добиться некоторого смягчения моторных или сенсорных расстройств и соответственно несколько улучшить качество жизни.

Е. П. Бомбардирова, доктор медицинских наук, профессор Г. В. Яцык, доктор медицинских наук, профессор А. А. Степанов, кандидат медицинских наук НЦЗД РАМН, Москва

По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.

Дефицит внимания у детей: лечение, чем обусловлен синдром гиперактивности у ребенка, причины и симптомы СДВГ

СДВГ очень тяжело поддается диагностике, а сопутствующие заболевания только усугубляют ситуацию.

Коррекция данного расстройства должна осуществляться комплексно. С маленьким пациентом работают психиатры, социальные работники, логопеды, дефектологи, педагоги, а также врачи разной специализации.

Но диагностировать у ребенка СДВГ может только врач-психиатр.

Первые проявления этой патологии можно заметить в самом раннем возрасте, но в большинстве случаев синдром диагностируется очень поздно.

Поскольку коррекционная работа начинается в момент, когда нарушения явно видны, они уже закрепились и стремительно прогрессируют, то лечение бывает очень длительным и сложным.

Справиться с проблемой быстрее можно, если терапию начать в адекватный возрастной период. В этом случае качество жизни детей, их социальное функционирование будет заметно улучшено.

Читайте также:  Как достать линзу из под века, если она застряла

Особенности патологии

Синдромом дефицита внимания называют гиперкинетическое расстройство, для которого характерна гиперактивность, не свойственная возрасту ребенка, а также неустойчивым вниманием. При данной патологии полностью отсутствует устойчивая мотивация к видам деятельности, требующих от ребенка усилий воли. Ребенок, имеющий в анамнезе СДВГ, не может адаптироваться к большинству сфер деятельности.

Выявить патологию можно по таким проявлениям:

  1. Гиперактивность. Для этого состояния характерны активность и возбудимость, не укладывающиеся в общепринятые нормы. Такое поведение ребенка доставляет много проблем не только его окружению, но и ему самому. Причиной развития такого состояния является ослабленная нервная система, при ее переутомлении и возникает гиперактивность.
  2. Нарушение внимания. Если речь идет о СДВГ, то данный симптом рассматривается как основной. Внимание является сложной психической функцией, и если она нарушена мозг не в состоянии сфокусироваться на определенном объекте. Если на ребенка воздействуют внешние раздражители, то его внимание начинает очень быстро переключаться с одного объекта на другой. Этот процесс также могут запустить случайно возникшие образы и ассоциации.
  3.  Импульсивность. Ребенок не может контролировать свое поведение так, как этого требует от него окружающая среда. Например, во время занятия он начинает свою деятельность еще до того, как получит конкретные указания. Окружающие в этом усматривают беспечность, легкомысленность и невнимательность.

Такая патология, как СДВГ, не означает, что у ребенка обязательно будет низкая умственная активность. Могут отсутствовать сопутствующие психические или соматические заболевания.

Причины формирования

Наука до сих пор не может дать точного ответа на вопрос, как возникают те или иные психические расстройства. С синдромом дефицита внимания дело обстоит так же. Однако данных, собранных в ходе различных исследований, хватило для того, чтобы сделать некоторые предположения относительно причин развития СДВГ:

  • патология может развиваться под воздействием ряда биологических факторов. Прежде всего к ним относятся негативные процессы, развивающиеся на фоне органических поражений мозга и ЦНС. Достоверно известно, что синдром передается по наследству. Генные мутации приводят к сбою обменных процессов в головном мозге человека. Изменить работу нейромедиаторных систем также могут некоторые лекарства и химические вещества;
  • сказаться на работе головного мозга могут его органические поражения. Чаще всего к развитию синдрома приводят патологические процессы, происходящие во внутриутробном периоде. Если плод испытывал недостаток в кислороде (гипоксия) или беременность была отягощена другими факторами, то вероятность развития СДВГ у ребенка возрастает в несколько раз. В группу риска входят дети, рожденные слишком молодыми женщинами (до 20 лет) или роженицами старше 40 лет. Негативно сказывается употребление будущей мамой алкоголя, табакокурение и прием некоторых лекарственных препаратов;
  • семейные факторы также сказываются на психическом и психологическом здоровье ребенка. Спровоцировать развитие синдрома или усугубить состояние ребенка могут постоянные скандалы в семье, наличие родственников, страдающих алкоголизмом, криминальное окружение. Низкое социальное положение, сочетающееся с другим факторами, может стать причиной не только СДВГ, но и более серьезных проблем с психикой.

Есть ряд факторов, не оказывающих прямого влияния на развитие синдрома, но они могут усугубить ситуацию при наличии других предпосылок. Например, неблагоприятная окружающая среда может стать причиной того, что в детский организм попадут тяжелые металлы и их соединения. К второстепенным факторам можно отнести несбалансированное питание (недостаток витаминов и других полезных веществ).

Несмотря на то, что чаще в группу риска попадают дети из семей с низким социальным положением, синдром встречается в самых разных слоях общества. Согласно статистике, СДВГ встречается одинаково часто на всех континентах, среди представителей всех национальностей и рас. Но одна закономерность все же была выявлена: данному расстройству больше подвержены мальчики, чем девочки (3:1).

Принципы диагностики

Главным условием должно быть несоответствие активности и импульсивности возрасту. Это же касается и неустойчивости внимания.

Таким образом, гиперактивность и нарушения внимания не являются поводом для постановки диагноза, но эти проявления подтверждают его правильность.

СДВГ диагностируется при наличии 18 других клинических симптомов, при этом должны быть соблюдены такие условия:

  1. Длительность проявления. Тревожные симптомы должны отмечаться на протяжении большого периода времени (не менее 6 месяцев). Степень их выраженности должна быть достаточно высокой, чтобы можно было говорить о плохой адаптации ребенка;
  2. Постоянство. Поведение ребенка мало зависит от конкретной сферы деятельности, нарушения адаптации отмечаются практически в каждой из них (минимум 2);
  3. Выраженность. У ребенка возникают сложности с обучением, несмотря на то, что уровень его интеллекта находится в норме. Проблемы наблюдаются во всех видах деятельности и социальных контактах.
  4. Симптомы должны возникнуть и ярко проявиться в довольно раннем возрасте (до 7 лет).
  5. Другие психические расстройства должны быть исключены, то есть клиническая картина должна быть обусловлена только СДВГ, а не протеканием другого заболевания. Единственным исключением могут быть расстройства аутистического спектра, допускается их сочетание с синдромом дефицита внимания.

Основным методом диагностики является наблюдение и сбор информации. Тем не менее должно быть осуществлено и общемедицинское обследование. На этапе диагностики проводятся консультации нейропсихолога, логопеда и дефектолога.

Диагностика СДВГ должна быть дифференцированной. В ходе ее проведения необходимо исключить тревожные расстройства, эндокринные заболевания, нарушения слуха, дисграфию и дислексию, эпилепсию, шизофрению и т.д.

Особенности лечения

В нее включаются медикаментозные методы, психологическая и педагогическая помощь, дефектологическая и нейропсихологическая коррекция:

  • психологическая помощь. Психотерапевт используется различные методики воздействия на ребенка. Выбор конкретной техники зависит от особенностей протекания заболевания и наличия сопутствующих расстройств, а также от того, какой симптом ярче выражен. Наиболее успешными при решении такого рода проблем являются когнитивно-бихевиоральная психотерапия и психолого-педагогическая коррекция;
  • медикаментозная терапия в большинстве случаев вводится на начальных этапах лечения. Это позволяет уменьшить проявление некоторых симптомов и усилить эффективность психотерапевтических методов воздействия. Выбор препаратов должен осуществлять врач после тщательного обследования ребенка. При лечении пациентов дошкольного возраста рекомендуется придерживаться принципов монотерапии, то есть в ходе лечения принимать только один лекарственный препарат за курс;
  • социально-реабилитационное направление позволяет ребенку получить необходимую для адаптации в социуме помощь. Активная работа ведется с семьей. Как правило, дети с СДВГ растут в условиях гиперопеки и вседозволенности, но также к ним могут выдвигаться слишком много непосильных требований. Семейная терапия и обучение родителей позволяет значительно улучшить микроклимат в семье.

Лечение СДВГ должно учитывать особенности конкретного ребенка, то есть подход должен быть персонифицированным.

В ходе комплексного лечения СДВГ у детей удается заметно снизить степень выраженности симптомов патологии. Ребенок может повысить уровень своего социального функционирования и качество жизни.

По мере роста ребенка нарушения в обменных процессах мозга и нейромедиаторных системах приостанавливаются, а затем полностью компенсируются.

В подростковом возрасте часть симптомов расстройства будет полностью отсутствовать, но основные могут сохраняться у взрослых на протяжении всей жизни.

Чтобы сделать ее более качественной, необходимо своевременно обратиться к специалистам за психотерапевтической помощью.

Реабилитация

В эту работу вовлекается не только ребенок. Реабилитация не будет успешной без участия ближайшего окружения, учителей и воспитателей. Педагоги должны скорректировать учебную программу таким образом, чтобы она соответствовала возможностям ребенка и учитывала его особенности.

Но важнейшим условием выздоровления является изменение поведения родителей, а также их отношения к ребенку. Прежде всего, из речи мамы и папы должны исчезнуть слова «нет» и «нельзя». Это негативные методы воспитания, которые неприменимы к ребенку с СДВГ.

Дело в том, что у таких деток довольно высокий порог чувствительности к различного рода наказаниям, а вот на похвалу они реагируют активнее.

Если учесть эту особенность при построении взаимоотношений с детьми, то можно воспитательные мероприятия будут более успешными.

Еще одним условием для успешной адаптации ребенка является формирование адекватной самооценки. Добиться этого можно при сочетании индивидуальной и групповой психотерапии.

Добавить комментарий