По мнению 61% россиян, на «заслуженном отдыхе» придется вкалывать
Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС
Материал комментируют:
Александр Шатилов
Андрей Гудков
Жить исключительно на пенсию в России собираются только 16% граждан. 29% соотечественников видят основным источником дохода на пенсии работу и подработку. 19% надеются сводить концы с концами на «заслуженном отдыхе» с помощью личных сбережений. 3% надеются на помощь детей. Еще 3% — на средства, вложенные в негосударственные пенсионные фонды. 7% полагают, что смогут получать доход на пенсии от сдачи в аренду недвижимости, продажи продуктов подсобного хозяйства и изделий ручной работы. Такие данные получены в ходе соцопроса порталом Superjob, результаты которого 23 октября опубликовала «Российская газета».
По сути, подавляющее большинство сограждан убеждено, что на одну пенсию им не протянуть. «Идеальный» доход на пенсии они видят по-разному, но в среднем — 37,3 тысячи рублей в месяц. Получать 31 тысячу на пенсии хотели бы молодые люди до 24 лет, а россияне старше 45 лет удовлетворились бы 39,2 тысячами. Кстати, самые большие ожидания у российских программистов — доход на пенсии в 42 тысячи рублей.
Напомним: главным аргументом в пользу повышения пенсионного возраста власть всегда называла именно рост пенсий. Президент Владимир Путин во время своего телеобращения заявил, что в ближайшие шесть лет пенсии для неработающих пенсионеров будут увеличиваться в среднем на 1 тысячу рублей в год. Благодаря этому, по словам главы государства, к 2014 году пенсия вырастет с 14 тыс. 144 рублей до 20 тысяч в месяц. «В дальнейшем, уже за горизонтом 2024 года, изменения в пенсионной системе позволят сформировать прочную основу для стабильного ежегодного увеличения страховых пенсий выше инфляции», — добавил Путин.
Негативные настроения, отложенные в 2014-м, вернулись в Россию
Но из опроса Superjob выходит: даже если бы нынешние пенсионеры не стали ждать 2024 года, а сразу получили «путинскую» прибавку, жить на пенсию они все равно бы не смогли. И это — ситуация абсолютно ненормальная. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, как живут пенсионеры в других странах.
По данным Global Retirement Index, в 2017 году тройка лучших стран для пенсионеров (по совокупности критериев) выглядела так: Норвегия, Швейцария и Исландия. При этом Швеция находилась на 4-м месте, Дания — на 8-м, а Финляндия — на 12-м.
Кстати, самая высокая пенсия в мире в Дании — $ 2800 в месяц. Правда, заметную часть ее составляет накопительная часть — как обязательная, так и добровольная. В результате, для получения большой пенсии в Дании надо отработать 40 лет, постоянно отчисляя средства в различные фонды. Но это все же лучше, чем нищенское пособие от государства и подработка на пенсии.
В Греции, которую сотрясают кризисы, в 2017-м средняя зарплата составляла всего € 700. Но даже при таком раскладе базовая пенсия в стране — € 360. То есть, коэффициент замещения у греков — отношение средней зарплаты к средней пенсии — примерно 50%, как в СССР в период расцвета.
Что уж говорить про Норвегию, которая возглавляет рейтинг Global Retirement Index благодаря тому, что финансирует пенсии из доходов от продажи нефти. Правда, в отличие от России, норвежцы делают это с умом. Государственный пенсионный фонд Норвегии в 2017 году установил абсолютный рекорд прироста — более $ 130 млрд. Что принципиально, государственные вложения в него от продажи нефти составили лишь 40% этого роста, а 60% приходятся на доходы от инвестирования средств самого фонда, размеры которого сегодня превышают $ 1 трлн. В 2017 году доходность вложений норвежского пенсионного фонда достигла почти 14%.
Это вам не российские НПФ, которые испаряются вместе с деньгами, и не обещанная пенсия в 20 тысяч, которую к 2024 году ощутимо уменьшит инфляция.
— Критерии, как должны жить люди на пенсии, хорошо известны, — отмечает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — В конвенции N 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» от 1952 года сказано, что пенсионер должен получать 40% от дохода типичного получателя. По протоколу МОТ 1970 года — это 52% средней заработной платы. И практически все развитые страны этот протокол выполняют.
Замечу, конвенцию N 102 ратифицировали более 70 стран — из крупных там нет только США. Теперь в этом списке и Россия — параллельно принятию закона о повышении пенсионного возраста было принято и решение о ратификации конвенции.
«СП»: — Значит ли это, что российские пенсионеры будут жить так же, как пенсионеры на Западе?
— Говорить, как живут пенсионеры на Западе, довольно сложно. В ряде западных странах большую часть дохода пенсионерам приносят НПФ — это то, что люди сами накопили. Плюс корпоративные пенсионные системы. Если считать по совокупности, это дает 60−70% от средней заработной платы.
Но надо иметь в виду: на Западе система совершенно другая. Там из дохода работника платится не только подоходный налог — там первым делом платится личная часть страховых взносов.
В результате в той же Швеции работник получает на руки всего 60% от суммы, которая фигурирует в трудовом договоре как заработная плата. Зато с выходом на пенсию благосостояние человека практически не меняется — в Швеции коэффициент замещения составляет как раз 60%. Просто раньше швед платил с зарплаты налоги и страховые взносы, а теперь получает этот «остаток» в виде пенсии, и никаких налогов не платит.
Замечу, и на Западе пенсии могут уменьшаться. Просто потому, что пенсия индексируется в большинстве случаев по заработной плате, а зарплата не всегда растет. Яркий тому пример — Греция. В Греции до краха экономики в 2008 году, была создана такая система пенсионного обеспечения, что на пенсии застрахованный получал больше, чем когда работал. У греков было официально объявлено: коэффициент замещения составляет 125%. В результате такого подхода греческий бюджет рухнул, и Греция который год сидит в чудовищном кризисе.
Сейчас греки имеют коэффициент замещения в 50%. Для них это, конечно, падение жизненного уровня. А для нас — недостижимая высота.
В Норвегии все нефтяные доходы поступают в аналог нашего Фонда национального благосостояния, а затем эти деньги инвестируются по всему миру, в том числе, в России. В итоге норвежские пенсионеры получают пенсию не только на основе принципа солидарности поколений — государственную пенсию. Но еще и пенсию из нефтяного фонда, плюс корпоративные пенсии, плюс то, что они накопили через НПФ. Какой средний коэффициент замещения в Норвегии — сказать трудно. Думаю, очень высокий.
«СП»: — Наши граждане хотели бы иметь доход на пенсии в 37,3 тысячи рублей в месяц. Это адекватный запрос?
— Средняя пенсия такого размера точно неадекватная — она бы потребовала коэффициента замещения 90%. Это даже выше, чем в ведущих западных странах. С другой стороны, если сравнивать российскую пенсию с западными — например, по паритету покупательной способности, — наша выглядит просто мизерной.
В Пенсионном фонде и Минфине не смогли договориться о пользе позорного закона для бюджета
— Если жить на одну пенсию, понятно, что денег будет не хватать, — говорит декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Ее размер изначально установлен с таким расчетом, чтобы гражданин, мягко говоря, не жировал. Этим нынешняя российская пенсионная система кардинально отличается от советской, которая носила выраженный социальный характер. 60 рублей пенсии в СССР были не такими уж большими деньгами, но на них можно было более-менее благоприятно существовать.
Сегодня же в России пенсии в регионах не просто не дотягивают до мировых стандартов. На них можно влачить жалкое существование — и только.
С одной стороны, это вполне в российской традиции: установить маленькие пенсии и зарплаты бюджетникам, в надежде, что люди как-то добудут на хлеб насущный другими способами. В том числе за счет подработок, подсобных хозяйств и участия в серых экономических схемах.
С другой стороны, гражданин в России также редко бывает честен с государством. Свои доходы он старается не афишировать — у значительной части населения сохранилась крестьянская психология, а крестьянин никогда не скажет, что живет сносно, и будет прибедняться.
Не знаю, когда средняя пенсия в России достигнет желаемой планки в 37,3 тысячи. И пока единственное, что можно посоветовать будущим пенсионерам — откладывать сбережения заранее, и самим формировать «подушку безопасности». Или же тем пенсионерам, которые еще могут работать, действительно придется искать варианты подработки.
Пенсионная система: Кудрин уверен, что правительство сдержит обещание по росту пенсий