Главная » Статьи о зрении » Зрение: зрительный анализатор, возникновение изображения, нарушения и гигиена зрения

Зрение: зрительный анализатор, возникновение изображения, нарушения и гигиена зрения

Что такое гигиена зрения и слуха

Гигиена зрения и слуха включает в себя определенные правила, которые направлены на снижение негативного влияния внешних факторов на организм человека. Гигиена – это прежде всего оздоровление зрения и слуха, комплекс мер и факторов, которые в совокупности позволяют добиться хороших результатов. Гигиена зрения – это комплекс мероприятий, направленных на профилактику развития болезней. Соблюдайте следующие рекомендации:

  1. Не злоупотребляйте просмотром телепрограмм.
  2. Во время работы на компьютере чередуйте время труда и отдыха, делайте специальную гимнастику для глаз в перерывах между работой.
  3. Берегите глаза от излишне яркого света.
  4. Старайтесь не читать, если в помещении темно.
  5. Избегайте чтения или просмотра телевизора в положении лежа.
  6. Правильно составляйте свой рацион питания. Включите в него овощи (капусту, шпинат, брокколи, кукурузу, морковь), фрукты и ягоды (чернику, черную смородину).
  7. Гигиена зрения подразумевает под собой правильно организованное рабочее место (мебель, освещение).
  8. При усталости глаз делайте компрессы или примочки из отвара целебных трав.
  9. При наличии заболеваний, чтобы заставить глазные мышцы работать, время от времени старайтесь обходиться без очков.

Гигиена зрения, равно как и слуха, – это важные правила, соблюдение которых позволит предотвратить возникновение болезней.

Гигиена слухового и зрительного анализаторов

Грищенко Надежда Васильевна

Гигиена слухового и зрительного анализаторов

Читайте также:  Почему при болезнях щитовидной железы выпучиваются и болят глаза

Гигиена слухового анализатора

Слуховой анализатор – это второй по значению анализатор в обеспечении адаптивных реакций и познавательной деятельности человека. Его особая роль у человека связана с членораздельной речью.

Периферическим отделом является ухо. Рецепторную функцию выполняет Кортиев орган, находящийся в улитке во внутреннем ухе. Кортиев орган – это система волосковых высокочувствительных рецепторных клеток.

Проводниковый отдел представлен слуховыми нервами, направляющимися в центральный (корковый) отдел, расположенный в височных долях коры больших полушарий.

В первые годы жизни дети нередко болеют отитом, т. е. воспалением среднего уха. Это связано с тем, что через широкую и короткую слуховую трубу ребенка легко проникают микробы, находящиеся на слизистой оболочке носоглотки. Поэтому отит часто возникает при различных инфекционных заболеваниях, особенно при кори, скарлатине, коклюше, гриппе, а также при насморке. Если ребенок жалуется на боль в ушах или у него ухудшается слух, надо немедленно показать его врачу-специалисту. Запущенный отит может привести к очень тяжелому заболеванию — воспалению мозговых оболочек, чему способствует незаконченное окостенение височной кости.

При отите воспалительный процесс затрагивает и барабанную перепонку, что иногда приводит к притуплению или даже полной потере – слуха. В сырую холодную и ветреную погоду надо оберегать уши ребенка от охлаждения, которое, как правило, понижает сопротивляемость тканей, и тем самым облегчает возникновение воспаления.

В наружном слуховом проходе легко скапливаются грязь и ушная сера, что вызывает раздражение и зуд. Дети, стараясь устранить неприятные ощущения, часто прибегают к твердым и даже острым предметам (ручки, карандаши, шпильки). При этом они могут поранить слуховой проход и барабанную перепонку, занести в ухо инфекцию. Поэтому содержание ушей в чистоте – одно из важных правил гигиены. При жалобах ребенка на зуд в ушах следует осторожно с помощью ватного тампона промыть их теплой водой или раствором перекиси водорода и затем просушить кончиком полотенца.

Для удаления из уха небольших инородных тел и насекомых в него вливают половину чайной ложки подогретого жидкого масла, глицерина, спирта или водки, а затем на 5-10 мин. ребенка следует положить больным ухом вниз. Инородное тело или погибшее насекомое при этом удаляется вместе с жидкостью. Если таким способом инородное тело из уха ребенка удалить не удалось, его направляют к врачу.

Одно из существенных требований гигиены слуха — предохранять слуховой аппарат от чрезмерно сильного и длительного, раздражения и тренировать его реакции на слабые и средние звуки, особенно музыкальные.

Гигиена зрительного анализатора

Зрительный анализатор – парное образование, представлен следующими отделами. Глаз – является периферическим отделом анализатора, рецепторную функцию в глазу выполняют фоторецепторы – палочки и колбочки. Палочки – структуры сумеречного зрения, отвечают за черно-белое изображение. Колбочки обеспечивают цветное, дневное видение. Проводниковый отдел – зрительный нерв, а корковый отдел располагается в затылочной доле каждого полушария.

К моменту рождения зрительный анализатор морфологически подготовлен к деятельности. Однако и после рождения происходит совершенствование структуры соответствующих нервных образований.

В период раннего детства большинство детей имеют дальнозоркость, поскольку продольная ось их глаза короткая. Примерно с 4-5 лет глазные яблоки начинают более интенсивно расти в длину, а не в ширину и у большинства детей формируется функциональная близорукость, которая обычно продолжается до возраста 10-12 лет.

Кажущаяся близорукость сохраняется в течение всего дошкольного возраста. Даже в 7-летнем возрасте расстояние до ближайшей точки ясного видения, как правило, не превышает 6—7 см. Поэтому, когда ребенок дошкольного возраста старательно рисует или внимательно рассматривает, он так низко склоняет голову, что легко принять его за близорукого.

У детей не кажущаяся, а настоящая близорукость выявляется, как правило, лишь после трехлетнего возраста. Чаще всего близорукость передается по наследству. Однако она может быть и приобретенной. Развитию близорукости способствует усиленное напряжение органа зрения во время занятий, рассматривания картинок, вышивания и др., особенно если не соблюдаются гигиенические требования к посадке, освещению помещений, к учебным и наглядным пособиям. Близорукость чаще развивается у ослабленных детей.

Читайте также:  Что такое экзофтальм и какими способами можно устранить патологию

Близорукость может резко изменить поведение и даже характер ребенка. Он становится рассеянным, близко подносит предметы к глазам, прищуривается, горбится, жалуется на головные боли, боли в глазах, на то, что предметы перед глазами расплываются. Некоторые дети при сосредоточенном рассматривании предметов, особенно при утомлении, начинают косить глазами. При подозрении на близорукость ребенка надо направить к офтальмологу.

Детей с плохим зрением обычно во время занятий сажают ближе к источнику света и к столу воспитателя. Воспитатели должны следить за тем, чтобы выписанные детям очки были правильно подогнаны к глазам, а заушины очков удобно и плотно держались за ушами. При постоянном перекашивании, сползании очков они могут оказаться бесполезными и даже вредными, а потому при выявлении дефектов очки надо отдавать оптику для исправления. Дети, которым выписаны очки, обязательно должны пользоваться ими. В противном случае близорукость будет быстро прогрессировать.

При дальнозоркости человек ясно видит более или менее удаленные предметы, что объясняется уменьшенным передне-задним диаметром глазного яблока. Для исправления дальнозоркости необходимо усилить преломление при помощи очков с двояковыпуклыми стеклами. У детей дошкольного возраста дальнозоркость выявляется редко.

Чрезмерное напряжение зрения, если оно часто повторяется, спо-собствует развитию близорукости, а нередко и косоглазия. Поэтому необходимо большое внимание уделять организации такой обстановки, которая облегчает функцию органов зрения. Глаза напрягаются при недостаточном освещении, а также при сильной аккомодации. Поэтому надо следить за освещением помещений, в которых занимаются дошкольники, и за правильным расстоянием от рабочей поверхности до глаз: менее всего утомляется зрение при расстоянии, равном 15—20см. На занятиях, связанных с длительным напряжением глазных мышц (рисование, лепка, вышивание, время от времени надо отвлекать детей от работы каким-либо замечанием или показом наглядных пособий, чтобы переключить зрение с близкого расстояния на далекое и дать отдых рес-ничной мышце.

Особое внимание надо обращать на правильную с гигиенической точки зрения организацию просмотра фильмов и телевизионных передач. Количество кадров в диапозитивном фильме не должно превышать для младших групп детского сада 25—30, средних 35—40 и старших 45—50. Детям 3—5 лет рекомендуется смотреть не более одного фильма (15—20 минут, а старшим (6—7 лет) — два фильма, если общая их продолжительность не превышает 20—25 минут.

Смотреть телевизионные передачи следует не чаще двух раз в неделю. Телевизор надо установить на столике высотой 1—1,2м над полом и по испытательной таблице получить хорошее качество изображения. Первый ряд стульев должен быть не ближе 2м, а последний не дальше 5м от экрана; в промежутке устанавливаются еще 5 рядов по4—5 стульев. Продолжительность телевизионной передачи для детей 3—4 лет должна быть не более 10—15, а для детей 5—7лет — не более 25—30 минут. В помещении, кроме светящегося экрана, рекомендуется иметь еще небольшой источник света, расположенный за спиной зрителей, что способствует меньшему утомлению зрения.

Читайте также:  Цена YAG-лазерного витреолизиса в Москве

Светочувствительный аппарат глаза. Луч света, пройдя через оптические среды глаза, пронизывает сетчатку и попадает на ее наружный слой. Здесь находятся рецепторы зрительного анализатора. Это особые, чувствительные к свету клетки—палочки и колбочки. Палочки дают возможность видеть в сумерки и даже ночью, но без различения цвета. Колбочки приходят в состояние возбуждения лишь при достаточно сильном освещении, но зато позволяют различать цвета. Цветовое зрение у ребенка можно развить, давая ему игрушки разного цвета, и особенно различной их яркости (насыщенности).

Нарушение функции цветоощущения является врожденным и проявляется с раннего детства, его следует иметь в виду и учитывать при работе с детьми. Чем раньше будут выявляться у детей нарушения зрительных функций, тем будет легче их вылечить. Первую проверку зрения у детей проводят в возрасте 1-1,5 года, следующую – в 3-4 года и, наконец, в 6-7 лет, перед поступлением в школу.

Освещение. При хорошем освещении все функции организма протекают более интенсивно, улучшается настроение, повышается активность, работоспособность ребенка. Наилучшим считается есте-ственное дневное освещение. Для большей освещенности окна игровых и групповых комнат обычно смотрят на юг, юго-восток или юго-запад. Свет не должны заслонять ни противоположные здания, ни высокие деревья.

Чем больше площадь помещения, тем больше должна быть световая поверхность окон. Отношение площади остекленной поверхности окон к площади пола называется световым коэффициентом. Для игровых и групповых помещений в городах принята норма светового коэффициента, равная 1:4— 1:5; в сельской местности, где здания, как правило, строят на открытых со всех сторон площадках, световой коэффициент допускается равным 1:5—1:6. Световой коэффициент для остальных помещений должен быть не менее 1: 8.

Чем дальше место от окна, тем хуже его освещенность естественным светом. Для достаточной освещенности глубина помещения не должна превышать двойное расстояние от пола до верхнего края окна. Если глубина помещения равна 6 м, то верхний край окна должен быть на расстоянии 3 м от пола.

Ни цветы, которые могут поглощать до 30% света, ни посторонние предметы, ни шторы не должны мешать прохождению света в помещение, где находятся дети. В игровых и групповых комнатах допустимы только узкие занавески из светлой, хорошо стирающейся ткани, которые располагаются на кольцах по краям окон и применяются в тех случаях, когда необходимо ограничить прохождение в помещение прямых солнечных лучей. Матовые и замазанные мелом оконные стекла в детских учреждениях не допускаются. Необходимо заботиться, чтобы стекла были гладкие, высокого качества.

Достаточное освещение групповых комнат площадью в 62кв. м дают 8 ламп мощностью 300Ватт каждая, подвешенных в два ряда (по 4 лампы в ряду) на уровне 2,8—3м от пола. В спальнях площадью в 70кв. м надо иметь 8 ламп по 150Ватт каждая. Кроме того, в спальнях и примыкающих к ним коридорах необходимо дополнительное ночное освещение с помощью ламп синего цвета. Лампы должны быть помещены в арматуру, смягчающую их яркость и дающую рассеянный свет. Установлено, что прямой, не огражденный арматурой свет снижает работоспособность, сильно слепит глаза, вызывает резкие тени. Так, при прямом освещении тень от туловища понижает освещенность рабочего места на 50%, а от руки даже на 80%.

Естественное и искусственное освещение не достигает цели, если отсутствует надлежащий уход за источниками света и помещениями, в которых они находятся. Так, например, замерзшее стекло поглощает до 80% световых лучей, грязь может снижать прохождение света на 25% и больше. Значительно снижается мощность электрических ламп по мере их эксплуатации. Поэтому необходим систематический уход как за стеклами окон и арматурой, так и за самим помещением, его стенами и потолком. Надо следить также за своевременной сменой устаревших ламп.

Первая помощь при попадании в глаз инородного тела (песчинка, выпавшая ресница, мошка и т. д.). Оно вызывает жжение, слезотечение, светобоязнь. Если при осмотре глаза инородное тело хорошо видно, его надо удалить кусочком марли, смоченным в 1% -ном растворе борной кислоты. Можно попытаться удалить инородное тело, интенсивно промокая глаз водой из пипетки; если это не поможет, ребенка надо отправить к специалисту, так как длительное пребывание инородного тела в глазу вызывает воспаление конъюнктивы и роговицы.

Читайте также:  Ряд болезней, из-за которых у ребенка отекли веки: как вовремя диагностировать и не запустить недуг?

Список использованной литературы

1. Кабанов А. Н. и Чабовская А. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошкольных педучилищ. М. «Просвещение». 1969.

2. Леонтьева Н. Н. Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма. М. «Просвещение». 1986.

3. Чабовская А. П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. М. «Просвещение». 1980.

4. Электронный ресурс: window.ru/resource/ Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Учебное пособие. Составитель Ю. А. Гончарова. Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета. 2008.

5. Электронный ресурс: w.w.w. examen.ru / add/ Schoo/.- Subjects/Human – Seiences/ Anatomy-and-Physiolopy/ 8741.

Инструктор по физической культуре:

Грищенко Надежда Васильевна

Гигиена слуха: правила

Окружающий мир наполняет жизнь человека большим количеством всевозможных звуков, которые мы воспринимаем. Звуки и шумы, помимо полезной информативной направленности, могут привносить в нашу жизнь некоторый дискомфорт. В результате их негативное влияние может привести к снижению слуха, а также к различным заболеваниям уха. Поэтому гигиена зрения и слуха должна соблюдаться неукоснительно:

  • нужно тщательно следить за чистотой ушных раковин;
  • избегать мест с повышенной концентрацией шумов;
  • при возникновении воспалительных заболеваний ушей незамедлительно обращаться за медицинской помощью;
  • не рекомендуется засовывать в слуховой проход острые предметы;
  • своевременно лечить заболевания носоглотки.

Факторы ухода за органами зрения и слуха включают в себя поддержание функциональных особенностей зрительного и слухового восприятия.

Гигиена (как повседневная, так и профилактическая) зрения и слуха – это важная часть адаптации человека к условиям окружающей среды.

Что делать нельзя?

Чтобы снизить вероятность развития проблем с глазами, человеку важно соблюдать основные правила гигиены зрения. Кроме этого, глазная профилактика включает в себя следование пунктам, от которых следует отказаться. Если специфика деятельности предполагает продолжительное нахождение за компьютером, то не рекомендуется находиться в темной комнате с включенным экраном. В такой ситуации следует включить верхнее освещение помещения.

Не советуют доктора близко подносить к глазам книги и мобильные гаджеты. При чтении и письме держать предметы рекомендуется на расстоянии около 35 см. Что же касается телевизора, то просмотр его должен осуществляться на дистанции от 2 метров. Некоторые медики рекомендуют читать в транспорте, другие же категорически запрещают. Обусловлено это тем, что предмет чтения во время поездки начинает дрожать, вследствие чего кривизна хрусталика меняется и провоцирует ухудшение зрительных функций. Вследствие расхожего мнения специалистов лучше проконсультироваться с лечащим офтальмологом. Кроме этого, запрещено прикасаться к органам зрения грязными руками или тканями, использовать чужие средства гигиены. Не рекомендуется также устанавливать экран компьютера таким образом, чтобы на него падал свет из окна.

Упражнения для глаз

Всем, кто хочет сохранить зрение, а особенно детям, лицам, работающим с компьютером или мелкими деталями, полезно выполнять глазную гимнастику.

Это не альтернатива полноценному перерыву, но позволяет снять некоторую долю напряжения, если в данный момент прерваться не получится.

Улучшаем микроциркуляцию крови, строго следуя порядку

  1. Зажмуриваемся на 5 секунд;
  2. Быстро-быстро моргаем целую минуту;
  3. Поочередно меняем направление взгляда — вверх, влево, вниз, вправо. Повторяем 7-8 раз;
  4. Вращаем глазами по кругу, сначала против, а затем по часовой стрелке. 7-8 раз;
  5. Закрываем глаза на 20-30 секунд, даем отдохнуть от такого марафона;
  6. Открываем глаза и можем приступать к работе.

Глядим за питанием в оба

Вторым важнейшим моментом является обеспечение глаз необходимыми витаминами. В ежедневном рационе обязательны витамины A, C и D. Источники:

  • A — болгарский перец, морковь, яйца, печень трески;
  • C — шиповник, черника, клюква, смородина;
  • D — говяжья печень, сыр, масло, рыба.

Важно соблюдать питьевой режим, ограничив кофеин. Важное правило питьевого режима — пейте сколько и когда хочется. Нет четкой нормы, ваш организм сам подскажет, хватает ли ему воды.

Сохранение зрения — задача важная, но по сути своей не сложная. Уделите своим глазам совсем немного времени — благодарность увидите сразу.

Будьте здоровы и до новых встреч!

Добавить комментарий